МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ
635
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ

Вчера отмечался Международный день интеллектуальной собственности - праздник изобретателей и творческих людей всех областей знания.

Александр Федорович АЛЕКСЕЕВ – один из таких людей. Его жизнь самым прямым образом связана с землей: свыше 30 лет отдано совхозу «Кировский транспортник», где он работал главным инженером.

У детей колхозников детства не было…

- Я родился в деревне Русские Плоски Калининской области в 1929 году, в период коллективизации. В семье было семеро детей, я  младший. Четверо  моих братьев и сестер ходили в школу, поэтому  к пяти годам я уже читал, считал. В шесть лет пошел в школу; до  7 ноября учился в первом классе, после праздника меня перевели во второй. Родители трудились в колхозе «Первое августа», да и нам доставалось: работали, как и взрослые.

23 июня 1941 года верховой привез первые повестки, а 24  старший брат Василий ушел в военкомат. И все… Ему было всего 26 лет… Надо сказать, семья  внесла свой вклад в Победу. Брат Петр войну закончил в Праге. В конце 41-го колхозное стадо коров и овец перегоняли в Ярославскую область – старшей поставили сестру Клавдию, а помогал ей  брат Алексей. Его мобилизовали в 1943 году, служил в железнодорожных войсках, освобождал Европу,  воевал в Маньчжурии. Сестры Мария и Александра были на торфоразработках…

Перед войной в деревне было  около 60 лошадей, пять оставили, а остальных забрали для нужд фронта. В зиму 1941 года надо было для посевной обучить 18 быков, это  на меня  повесили. Я их поил, кормил, приучал к упряжи, пахал. Когда в 90-е годы приехал     за справкой, что я трудился в годы войны, одна из женщин, работавших в правлении колхоза, меня узнала (через пятьдесят лет!): «Оформите ему документы: это наш бычник».

 Петр окончил на Дальнем Востоке военное ветеринарное училище, получил звание  лейтенанта, перевел денежное довольствие на маму; так  у меня появилась возможность учиться дальше: за учебу надо было платить 150 рублей. В восьмом классе нас собралось  больше 60 человек! За партой сидело по 3-4 человека, в основном девчата. А в десятом классе   нас было  всего семеро… Я  из деревни один уже  в школу ходил, а это 8 километров  в одну сторону… Мама рано будила, чтобы не опоздал на занятия. За все время только один раз пропустил уроки:  как-то на тропу вышли два волка , и я побоялся идти дальше… Ручка была переделана из патрона, чернила – сок свеклы. Учебников не было,  у меня  из учебников  только  логарифмическая таблица Брадиса.

 В старших классах была  военная подготовка, с нами занимались  два военрука. Если занятия начинались для всех в 9 часов, у нас – в 8; после уроков все – домой, а мы оставались… С восьми вечера до восьми утра охраняли важные объекты: льнозавод, маслозавод, сельский совет. Утром сдашь дежурство – и в школу. А спать так хочется! 45 дней  были на военных сборах: жили в землянках по 120-140 человек, целые дни на полигоне. Так похудел за это время, что мама меня даже сразу и не узнала!

«Слово предоставляется курсанту  номер один…»

- В 1946 году был призван в армию. Привезли нас в Горы Валдайские: здесь формировалась  часть. В городе Нойкурен (теперь Пионерск Калининградской области) создавалась новая школа для обслуживания самолетов – туда-то мы и прибыли. До места добирались пешком: у немцев ведь железные дороги уже на 11 сантиметров. Поначалу было трудно: ни центрального отопления, ни водопровода, дров нет, а на улице  -30-35 градусов мороза. Спали в шинелях.  Курс молодого бойца – три месяца,  приняли присягу, и начались  занятия во 2-ой объединенной школе авиамехаников и младших авиационных специалистов. Позже эта школа была переведена в Выборг, на ее базе образовано авиационное техническое  училище гражданской авиации. Много лет спустя секретарь парторганизции этого училища Иван Михайлович Кукушкин, вызывая меня на сцену (наш совхоз  подарил тогда училищу аккордеон за хорошую работу на полях совхоза) так и сказал:

«Слово предоставляется курсанту номер один Алексееву. Не удивляйтесь: он был первым курсантом школы, на базе которой потом образовалось наше училище».

 Наша школа принимала участие в первом военном параде в Калининграде в ноябре 1947года  Мы в своей форме смотрелись красиво. После парада получили благодарность и ...боевые сто граммов!

Фото у полкового знамени

- Летом 1948-го, после окончания школы, я попал служить в  минно-торпедный Таллинский орденов Красного Знамени, Ушакова и Нахимова авиаполк, размещавшийся в поселке Донское, недалеко от г. Янтарный. Он был укомплектован американскими бомбардировщиками А-20Ж «Бостон», которые к нам поступали по лендлизу. На переподготовку дали  месяц – ничего,  справились. Я был техником самолета: ответственность  большая. Как-то  разбудили в 4 часа утра; прихожу на аэродром, а там около самолета  ждет  полуторка, стоит какой-то ящик, а около машины прогуливался особист. Я подготовил самолет к вылету, опробовал моторы. 

Самолет в воздухе был 6 часов. Конечно, я переживал… Спустя какое-то время меня поощрили: сфотографировали у развернутого полкового  знамени – за четыре с половиной года это был единственный случай в полку!

9 сентября 1952 года – последний день службы, а всего она длилась шесть лет один месяц и один день.  До сих пор помню заводской  номер самолета!

Возвращение к земле

В 1958 году Александр Федорович окончил Ленинградский сельскохозяйственный техникум и с тех пор все свои силы, знания и опыт вложил в развитие совхоза «Кировский транспортник», который стал для него родным. Часто приходилось и обязанности директора исполнять. На его глазах и при его участии крепла материально-техническая база совхоза, была построена ремонтно-механическая мастерская, создан мощный машинно-тракторный парк. Много внимания уделял обучению рабочих смежным профессиям; не один год возглавлял курсы трактористов в совхозе, на которые приезжали слушатели из разных поселков района.

Вот такая получилась сеялка…

- Промышленность полностью не могла обеспечивать запросы сельского хозяйства, поэтому и приходилось становиться рационализатором и изобретателем, переделывая порой один агрегат в другой, испытывая часто трудности и в материалах, и в инструментах. Хочу добрым словом вспомнить своих помощников. В общей сложности, вместе с токарем Юрием Рощиным, а позднее с газоэлектросварщиком Александром Яковлевым  мы внедрили более 30 рацпредложений. Это и разбрасыватель минеральных удобрений при подкормке многолетних трав, и изготовление «ракетки» для обогрева теплиц, и оборудование для подогрева воды для тракторов и автомашин, и «ежики» для прополки  корнеплодов,  и бур для Т-16 – для огораживания пастбищ, и транспортеры для загрузки кип сена в сараи, и многое другое… Нашу самодельную сеялку моркови, когда сразу засевалось шесть строк, возили по району, хозяйства вставали в очередь! Приезжали из Ломоносовского района, из Ленинграда… Для посадки кукурузы тоже придумали простое устройство, чтобы в отверстие втулки свободно входило одно зернышко. Сразу шли три строчки! Переоборудовали картофелекопалку, что позволило убирать до 3-х га полей в день, мы сдавали в день до 30 тонн картофеля! Приезжали специально проверить, почему у нас такие высокие показатели!

Многие годы Александр Федорович возглавлял первичную организацию ВОИР. В 1981 году ему было присвоено звание «Заслуженный работник совхоза», в 1982 году имя его было занесено в Книгу почета хозяйства. И наша газета не раз писала о нем.

Уходя на заслуженный отдых, Александр Федорович сдал хозяйство, где было 56 тракторов, около 60 автомашин, более 300 единиц  прочей сельхозтехники …

Грустно, что сейчас совхоза «Кировский транспортник» не существует… 

Стоят разоренные коровники и телятники, в неприглядном виде  здание ремонтно-механической мастерской… Как же легко разрушить то, что создавалось десятилетиями… От всего этого и болит его душа…

Лидия ВОРОНИНА

P.S. Я хорошо знаю Александра Федоровича, потому что это мой отец. Да, при такой большой нагрузке мы его дома  видели редко. Не  было у него времени с нами ходить в лес за грибами, рыбачить… В памяти остался такой случай: летняя ночь, окна в квартире открыты. Вдруг слышим: «Федорыч, пожар! Гараж горит!» Папа лихорадочно стал одеваться, в спешке никак не мог в рукава попасть… 

Ему всегда были присущи принципиальность, честность, трудолюбие; эти качества они с мамой прививали и нам с сестрой.  Нина после окончания железнодорожного института работала дежурной по станции в Лужайке и Буслово, я пошла по маминым стопам: окончила педагогический институт, позднее – Петрозаводский университет. Шестнадцать лет была директором школы в Карелии. И отец всегда был для меня примером.

Читайте также