Монрепо: здесь цветет цикорий и живут белки

Монрепо: здесь цветет цикорий и живут белки
1471
Здесь хорошо в любое время года

Скальный парк привлекает гостей чистым воздухом, природной тишиной, пением птиц и шелестом деревьев. Особенно хорошо здесь летом и ранней осенью…

Собрание Николаи может вернуться в Выборг 

В Монрепо завершается реставрация Библиотечного флигеля, в рамках которой проведены наружные и внутренние отделочные работы. Это здание усадьбы перестроено в начале XIX века по проекту архитектора Джузеппе Антонио Мартинелли. Реставраторы говорят, что в отличие от главного дома в этом строении видна некоторая небрежность: бревна сруба разные по диаметру и не всегда хорошего качества.

Как известно, в семье Николаи очень любили читать, и когда у них собралась внушительная библиотека, книги из главного дома переехали в отдельное здание, позже получившее название Библиотечного флигеля. Большинство изданий было приобретено отцом и сыном Николаи – Людвигом и Паулем. Их собрание было настоящим сокровищем, кстати, еще и потому, что в то время книги стоили дорого. Многие издания Николаи заказывали в Европе, правда, в пути они, увы, нередко терялись… Согласно описи наследства Людвиг Николаи оставил сыну более пяти тысяч томов, а в общей сложности собрание Монрепо насчитывало около девяти тысяч томов. Библиотека семейства Николаи считалось крупнейшей в Княжестве Финляндском.

Книги хранились в деревянном здании, где стены периодически тлели от печей – следы этих возгораний были обнаружены в ходе последней реставрации. Возможно, поэтому последний барон Николаи в 1916 году передал библиотеку на хранение в Гельсингфорсский университет, с последующей передачей в собственность с условием неделимости коллекции. С приходом цифровизации в университете создан электронный каталог фондов, в том числе и собрания Монрепо. Из публикаций сотрудников Монрепо мы узнаем, что большинство книг XVIII века, принадлежавших Николаи, написаны на французском языке. Некоторые издания переданы в библиотеки разных городов России. Сотрудники музея-заповедника надеются, что когда-нибудь коллекция Николаи вернется в Монрепо.

Скоро мы услышим бой курантов

Завершился монтаж часов на Библиотечном флигеле. Когда-то большие настенные куранты подарил родителям Пауль Николаи. Он привез их из Англии, а местный мастер постарался, чтобы хронометр украсил стену и бесперебойно действовал. Любопытно, что часы не подводили хозяев даже в самый сильный мороз (об этом Паулю сообщала матушка в письмах).

От исторических часов до наших дней дошел только медный циферблат, правда, поврежденный коррозией и с пулевыми отверстиями. В процессе работы над восстановлением курантов реставраторы привели циферблат в порядок, подобрали колор, напоминающий оригинал, нарисовали цифры. Стрелки для новых курантов выполнили по историческим материалам и слегка «состарили». 

А вот механизм у часов совершенно новый. В скором времени они будут настроены и, как во времена хозяев усадьбы, звук колокола Монрепо (он был установлен ранее) ежечасно будет раздаваться по всей территории парка и над заливом. Кстати, колокол отливали, как и столетия назад, в России. Сложным оказался выбор звука, но после обсуждений решили, что он будет напоминать корабельную рынду.

Не кормите белок печеньем…

Среди огромных парковых елей нередко можно увидеть юрких белок. Они практически не боятся людей, надеясь получить от нас лакомство. Однако, кормить их не стоит – летом им достаточно пищи в лесу, а от человеческих угощений белки могут погибнуть. Многие гости парка спешат покормить зверька, чтобы привлечь его внимание и сделать  фото. Для удачных снимков просто замрите на месте, белки любопытны, они обязательно подойдут к вам, чтобы познакомиться. А еще интересно, что эти зверьки очень «разговорчивы».  Общаются между собой они с помощью сложной системы звуков. Человек даже не заметит, как одна белка подаст сигнал другим сородичам, если здесь угощают.

 

…и не оставляйте сумки без надзора

По сообщению сотрудников музея-заповедника на берегу парка орудует «банда подростков». Они внимательно осматривают оставленные без присмотра вещи туристов и нередко даже вскрывают  сумки и  рюкзаки. Но не пугайтесь – речь идет не о настоящей банде, а о группе молодых уток, которые с любопытством рассматривают все, что попадается на их пути. Опять же кормить уток не следует, продукты из магазина крайне вредны подрастающим пернатым.

 

А кто там трясет хвостиком?

Сейчас в парке можно наблюдать трясогузок: птицы собираются в стайки или просто сидят на прибрежных камнях. Орнитологи склоняются к выводу о том, что перед отлетом в теплые края трясогузки возвращаются к гнездам, где выросли, как бы пытаясь сохранить память о них.

В наши края трясогузки прилетают одними из первых в марте, как только сходит снег. За это данных птиц еще называют ледоломками, так как с их прилетом начинает сходить лед в водоемах. Зимуют эти птахи в Азии или в Африке. Перелет занимает почти два месяца.

Цветущая «индейская трубка»

Порой в хвойном лесу, в том числе и на территории Монрепо, можно увидеть цветы, словно вылепленные из воска. Это цветет подъельник – растение, лишенное хлорофилла. Практически целый год подъельник находится под землей (в почве у него мощное корневище), и только на несколько дней на поверхности появляются беловатые веточки с цветками, а затем коробочки с семенами. В некоторых языках у этого растения есть разные народные названия: индейская трубка, цветок духов, цветок-гриб. Все они связаны с необычным внешним видом цветка.

Лепестки небесной синевы

Простенький голубой цветок семейства астровых часто встречается в наших краях. Это цикорий, встречается он и в Монрепо. Кстати, утверждают, что именно через Выборг цикорий распространился в России. Как рассказывают сотрудники парка, нашлись данные о том, что ростовский купец и краевед Иван Хранилов, проведший молодые годы в Выборге, писал в 1851 году: «Более половины крестьян Ростовского уезда занимаются обработкой цикория в разных видах. В России занимались ею первоначально в Выборге. Некто Гакман, немец, имел там распашку для цикория и приготовлял из него только молотый кофе, который, набивая в бумажные трубочки, продавал в Петербурге и прочих городах России».

«Военно-статистическое обозрение Российской империи» за 1859 год упоминает в Выборгской губернии две фабрики цикория – в Херттуале и в Монрепо, причем у последней годовой оборот был больше.

Между прочим, цикорий является ценным медоносом, дающим пчелам много нектара и пыльцы. В каждом его соцветии от 45 до 95 язычковых цветков, которые раскрываются рано утром и закрываются к полудню. Цветет цикорий до поздней осени и служит источником осеннего сбора белковой пищи для пчелиных. Корень этого растения содержит большое количество инулина, поэтому его используют в качестве заменителя кофе. Высушенные и обжаренные корни добавляют к натуральному кофе. Кроме того, корни цикория можно применять в салатах, винегретах, а цикорий, тушенный в растительном или сливочном масле, с яично-масляным соусом используют как гарнир к картофельному или мясному блюду. И еще: это растение повышает аппетит.

Надежно и основательно

Сотрудники музея-заповедника «Парк Монрепо» поделились в соцсетях любопытной информацией: в ходе одной из экскурсий по береговой линии парка, гостья нашего города поинтересовалась, не бывает ли здесь камнепадов. Экскурсоводы музея-заповедника заверяют, что в течение по крайней мере последних двух столетий все валуны, в том числе и самые большие, надежно стоят на своих местах. Это касается и знаменитого свисающего над тропинкой и водной гладью залива Падающего камня. Примечательно, что этот гранитный валун, стоящий на крутом склоне скалы, поражал своим видом гостей еще с момента создания усадьбы. Как говорят в Монрепо, впервые Падающий камень был изображен в качестве одной из главных достопримечательностей парка на рисунке Луи Жаккоте в  приложении к поэме Людвига Николаи «Имение Монрепо в Финляндии. 1804 год», изданном в 1940 году.

С тех пор прошли столетия, неоднократно менялась береговая линия, росли и умирали вдоль нее деревья, а валун так и стоит на своем посту, привлекая внимание гостей. Сегодня под камнем подрастает молодая береза, отчего кажется, будто он держится на ее хрупком стволе… Но это, конечно, не так, валун стоит на месте прочно и основательно.

В материале использованы фото пресс-службы музея-заповедника «Парк Монрепо».

 Подготовила Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также