20 июня исполняется 75 лет Выборгской наступательной операции

931

Интерес к истории ему когда-то привил отец, Николай Барышников, автор около 200 научных работ, посвященных малоизвестным страницам Второй мировой войны, битвы за Ленинград, а также истории дипломатии и, прежде всего, российско-финляндских отношений. Сегодня Владимир БАРЫШНИКОВ - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории нового и новейшего времени Института истории СПбГУ.

– Интерес к предмету я с удовольствием подпитывал чтением книг, особенно исторических романов, просмотром фильмов. Поскольку летние месяцы моего детства проходили на Карельском перешейке, прежде всего в Комарово и Зеленогорске, я с ранних лет примечал следы, которые оставили на этой земле боевые действия в период так называемой Зимней и Великой отечественной войн. Тогда в 60-70-е годы здесь оставалось еще много разрушенных землянок, окопов, встречались надолбы и доты, – рассказывает Владимир Барышников. – Многое о войне вспоминал и отец, который воевал на Карельском перешейке, когда для наших войск действительно сложилась катастрофическая ситуация, закончившаяся окружением значительной части советских войск под Выборгом.

Мой отец, профессор Николай Иванович Барышников, родился в 1922 году в небольшом городке Бутурлиновка Воронежской губернии. В 1940-м окончил среднюю школу, был призван в армию и оказался на советско-финляндской границе, в особо секретном подразделении ПВО Ленинграда – на радиолокационном расчете (радаре). Тогда этот вид вооружения только начал применяться и сыграл свою роль уже в обороне блокадного Ленинграда.

Отец вспоминал, что обстановка в августе 1941-го вокруг выборгской группировки советских войск на границе стремительно осложнялось. И только удача позволила расчету радара вовремя покинуть уже оставляемый советскими войсками город и не оказаться в окружении. Он рассказывал об отступлении советских войск из Выборга и то, как его подразделение прорывалась из формирующегося кольца окружения. Буквально через несколько дней немецкие войска замкнули блокадное кольцо под Ленинградом, и моему отцу суждено было пережить все тяготы, которые испытал город в течение 900 дней его обороны.

Хочу отметить, что радар, на котором служил мой отец, смог обнаружить и зафиксировать последнюю попытку вражеской авиации весной 1944 года нанести массированный бомбовый удар по Ленинграду. Самолеты противника были обнаружены в 210 километрах севернее города. Они летели с территории Финляндии – отец наблюдал это на экране радиолокационной станции. За успешное обнаружение целей, приведшее к срыву последнего налета на город, Николай Барышников был награжден орденом. В 80-е годы он стал прототипом героя повести Валерия Волошина «Ленинград – срочно…».

Склонность к аналитическому осмыслению фактов, а также любовь к истории сразу после войны привели моего отца в Ленинградский государственный университет. В конце 1950-х годов он заканчивает кандидатскую диссертацию, в которой прослеживает коренные изменения, произошедшие во взаимоотношениях между Советским Союзом и Финляндией в послевоенные годы. В ней фактически впервые в отечественной историографии был дан всесторонний научный анализ послевоенного развития советско-финляндских отношений. С 1964 года отец окончательно начинает заниматься только историей. В это время он переходит на преподавательскую работу в высшее военно-инженерное училище имени генерала армии А.Н. Комаровского.

На основе архивных источников, зарубежной мемуарной и исследовательской литературы отец приступил к серьезному изучению проблемы безопасности Ленинграда с севера в годы Второй мировой войны. Многолетняя работа по этой теме завершилась успешной защитой докторской диссертации (самому ему уже было 59 лет). Далее отец издал труд, посвященный участию Финляндии в блокаде Ленинграда, изданный на русском, финском и английском языках в Финляндии. Резонанс монографии был значителен: даже министр иностранных дел Финляндии того времени Эркки Туомиоя принял участие в презентации его работы в Хельсинки и вынужден был признать: «Нам нужно знать трактовку событий другой стороны, чтобы понять существующие там взгляды».

Безусловно, все это предопределило мой профессиональный интерес к истории Второй мировой войны, Финляндии и Выборга. В результате мною уже написано более десятка монографий, посвященных советско-финляндским отношениям.

В эти дни Выборг отмечает юбилей Выборгской наступательной операции – на мой взгляд историка, главное ее значение заключалось в том, что в результате войска противника были окончательно отброшены от стен города и полностью была закончена битва за Ленинград. Что же касается самой операции, то она советскими войсками была исполнена блестяще. Части 21-й армии, наступавшие на Карельском перешейке, смогли за неделю прорвать финские укрепления и на десятый день боев взять Выборг. Катастрофа, постигнувшая финскую армию, имела объективное обоснование. Как мне по этому поводу говорил известный шведский военный историк, наступление на Карельском перешейке было такой силы, что советскому командованию можно было в ходе его осуществления «даже не учитывать сопротивление противника». В результате, значительная часть отступавших стремилась покинуть зону боевых действий.

Отмечу, что, когда соединения 21-й армии непосредственно развернули штурм города, в финских частях наблюдалась откровенная растерянность... Единственный приказ полковника А. Кемппи, который был четко выполнен, заключался в спуске флага с башни Выборгского замка. Как вспоминает прапорщик Йокинен, после выполнения распоряжения он доложил об этом полковнику и получил раздраженный ответ: «я после этого уже не являюсь полковником».

Остается добавить, что в Выборге Владимир Барышников бывает часто – проводит в замке чтения, посвященные его отцу. Участники их из нашего города, из Санкт-Петербурга, Москвы, Петрозаводска, Великого Новгорода и других городов России, а также из Финляндии и Германии обсуждают актуальные проблемы истории отношений России со странами Северной Европы.

Владимир Барышников признается, что ему всегда нравился Выборг, особенно его историческая часть: улица Южного вала, Крепостная, Прогонная... Радуют глаз панорамы, открывающиеся с башни святого Олафа и обзорной площадки Панцерлакса, уютен и красив в любое время года Монрепо…

Сегодня профессор, с которым мне довелось пообщаться благодаря знатоку истории нашего города Ангелине ПРОКОПЕНКО, продолжает заниматься научной работой, связанной с историей советско-финляндских отношений. Одна из его последних статей – «Санкт-Петербург и страны Северной Европы» – посвящена Выборгской наступательной операции. В ней автор раскрывает причины успешного наступления советских войск и реакцию финского командования, в частности, маршала Маннергейма. Кроме того, Барышников работает над проблемами, связанными с обретением Финляндией независимости и вопросами гражданской войны в этой стране. Обучает студентов, признается, что история России традиционно привлекает внимание всех, кто поступает в Институт истории СПбГУ. Среди студентов – много интересующихся новейшей историей, историей зарубежных стран, Скандинавии и Финляндии. Так что история Выборга еще ждет своих исследователей.

Записала Маргарита ЗАХАРОВА

Читайте также