ЛУЖСКИЙ РАЙОН В ГОДЫ ОККУПАЦИИ

ЛУЖСКИЙ РАЙОН  В ГОДЫ ОККУПАЦИИ
4522
ЛУЖСКИЙ РАЙОН В ГОДЫ ОККУПАЦИИ

Ничто не сможет так ярко осветить всю тяжесть и кошмар войны, как архивные документы. В каждой строке - факты, цифры, фамилии людей, на долю которых пришлось это страшное время войны, те, кому пришлось пережить оккупацию, самоотверженно защищать родную землю или помогать ее защитникам. 

Из 72 районов Ленинградской области во время Великой Отечественной войны оказались частично или полностью оккупированы 48. В их числе – Лужский район (24 августа 1941 – 12 февраля 1944 гг.). Жизнь простого населения в оккупации была неимоверно тяжела. Мы уже писали о том, какой ущерб району был нанесен немецкими войсками. Помимо расстрелов, пыток, конфискации имущества и скота карательными отрядами, всеобщей трудовой повинности, комендантских часов, население уже с лета 1942 года ощутило недостаток продовольствия. Однако, твердо веря в победу над врагом, жители с готовностью оказывали поддержку партизанским отрядам, отдавая последнее из съестных припасов и делясь информацией о местонахождении врагов. 

В Ленинградском областном государственном архиве хранятся отчеты о потерях и лишениях, которые понесли жители деревень Лужского района за годы оккупации. Так, в них последовательно, по каждой деревне, приводятся сведения о том, сколько продовольствия отобрано и скота угнано немцами и сколько передано населением партизанам. При внимательном прочтении отчетов председателей колхозов становится ясно: то, что не забрали немцы, население отдавало партизанам, и в результате люди жили впроголодь. Так, в деревне Бежаны немцы в 1941 году забрали у сельчан картофель и часть скота, а в 1943-м, когда у партизан возникли затруднения с поставкой продовольствия из Ленинграда и Малой Вишеры, жители деревень передали им оставшихся коров, овец, более тонны ржи и 8 тонн картофеля. Или в колхозе «5-я Пятилетка» немцы в 1941 году забрали скот, а в 1943-м для обеспечения продовольствием партизан было передано 12 тонн картофеля и более 3 тонн хлеба. И такие отчеты - по каждой деревне Лужского района.

За помощь партизанам немцы жестоко карали население, широко практикуя расстрелы, карцер и розги. Если осенью 1941 года немецкие власти проводили по отношению к населению политику кнута и пряника, то с середины зимы 1942 в их политике господствовал один кнут. Например, в деревне Сабицы Сабицкого сельсовета, немцы расстреляли и заживо сожгли 16 человек, в том числе семью председателя Макарова, активного партизана. 

Тем не менее, население продолжало оказывать поддержку партизанам или принимало решение уходить в леса. Лужский РК ВКП(б) начал работу по организации партизанских отрядов еще в начале июля 1941 г., задолго до занятия немцами Луги и района. Партизанские отряды активно привлекали в свои ряды местное население, разъясняя, что скоро придет день расплаты, когда «враг будет разбит и изгнан с нашей земли». В колхозах проводили собрания, делали доклады, читали сбрасываемые с самолетов советские газеты и листовки, проводилась и индивидуальная работа с колхозниками. Так в деревне Сабицы (110 дворов) все население активно боролось против немцев. В 1941 году 20 человек добровольно ушли в партизанский отряд. Наиболее частым уход населения в партизанские отряды становится в 1943 году. В деревню Подлесье в сентябре 1943 года пришли партизаны, «забрали старосту и полицейского, молодые ребята ушли с партизанами добровольно» – писал председатель сельсовета. Из колхоза «Муравейно» ушло 6 человек, а из Толмачево - только 2. Иногда уходили в партизаны целые деревни (как в Городецком сельсовете – деревни Подлесье, Новоселье, Городец, Жолино, Александровка, Новый Брод, Домкино), а в совхозе «Володарское» этого же сельсовета «все, кто мог обороняться, держал в руках винтовку против немцев». Возвратились в деревню далеко не все: кто-то погиб, кто-то пропал без вести. 

Документы, хранящиеся в архиве, еще и еще раз напоминают нам о тяготах войны, о том ужасе, который пережили жители оккупированных территорий, какие лишения они вынесли. Мирные жители в ущерб себе делились последним с защитниками Родины.  Это тоже подвиг. Низкий поклон этим сильным духом людям, которые наравне с бойцами Красной Армии внесли свой вклад в Победу.

Юлия КРИПАТОВА, главный архивист ЛОГАВ

Читайте также