ЛАРИСА ЛУЖИНА: ЖИЗНЬ ПО ВЕРТИКАЛИ

ЛАРИСА ЛУЖИНА: ЖИЗНЬ ПО ВЕРТИКАЛИ
1291
ЛАРИСА ЛУЖИНА: ЖИЗНЬ ПО ВЕРТИКАЛИ
В рамках нового творческого проекта выборжанок - Натальи ПАХОМОВОЙ и Ирины ДЕНИСЕНКО “Встречи со звездой” в ресторане “Круглая башня” прошла встреча с народной артисткой России Ларисой ЛУЖИНОЙ.

Война…


- Мы жили в Ленинграде, папа - штурман дальнего плавания, ушёл защищать страну, а мы с мамой, бабушкой и сестрой Люсей остались в городе. Помню немногое, разве только то, что, уходя на работу, мама всегда предупреждала Люсю: когда начнётся бомбежка, хватай Ларису - и в убежище. Люся боялась выходить из дома, поэтому она хватала меня и тащила под кровать. Мама бежала в бомбоубежище, не находила нас там и сильно пугалась… Люся, папа и бабушка войну не пережили…

В 1944 году нас с мамой эвакуировали в Кемеровскую область. Прямо на станции прибывших разбирали по семьям, а нас долго никто не брал. Тётя Наташа, которая взяла нас к себе, потом рассказывала, что сначала она прошла мимо: домой торопилась, но что-то заставило её обернуться и увидеть худенькую женщину и маленькую девочку с большими глазами, полными слёз. Сердце её дрогнуло, и она приютила нас. Мама работала на мясокомбинате. Помню встречу Нового 1945 года, когда для детей организовали праздник. Я, стоя на табуретке, прочитала стихотворение Твардовского “Исповедь танкиста”, которое в 1941 году увидела в газете “Пионерская правда”. Моё выступление вызвало слёзы у женщин, а заведующая мясокомбинатом взяла меня на руки, отнесла в соседнее помещение и “наградила” котлетой, - вкуснее я в жизни не ела.

Конечно, День Победы для меня святой праздник. А ещё вспоминаются маёвки. Первомая ждали все, мы шили себе новые весенние платья, выезжали на природу.


После возвращения из эвакуации выяснилось, что квартира их занята, и Ларисе с мамой пришлось переехать в Таллин, приютил их дальний родственник в крошечной шестиметровой комнатке.

В кино попала не с первого раза

Девочке всегда нравилось участвовать в спектаклях, петь, читать стихи, поэтому в школе она записалась в драмкружок, а после десятого класса отправилась в Ленинград поступать в театральный. На вступительном экзамене ей предложили спеть. Испытание, увы, она “провалила”. А дальше несостоявшаяся актриса вернулась в Таллин, работала на фармацевтическом заводе, на кондитерской фабрике. А однажды Лариса Лужина случайно увидела в газете объявление об открытии Дома моделей. Выходя на подиум, девушка представляла, что она актриса. И однажды случилось чудо - её пригласили на киностудию “Таллинфильм” для исполнения крошечной роли певицы в ночном кабаре. Через несколько месяцев режиссер переехал в Англию, а снятый фильм положили на полку. Но тут неожиданно судьба Ларисе улыбнулась: на съёмках она встретила практикантку из ВГИКа, которая показала фото Лужиной Сергею Герасимову…

На семи ветрах

- Премьерный показ этого фильма был в Иркутске. Помню, зима, мороз 50 градусов, а наш автобус по дороге сломался. Всё, думаем, встреча не состоится, зрители разойдутся. Но, войдя в местный Дом культуры, мы были приятно удивлены: зрители оставались на своих местах и ждали… Кстати, это была моя первая встреча, я очень волновалась. Но одна дама из зала подошла ко мне, обняла и поблагодарила за роль Светланы Ивашовой…

После фильма меня стали приглашать на роли добрых хороших девочек, а мне хотелось сыграть что-то совсем другое...


Любовь Серафима Фролова

- Роль Анфисы - характерная, волевая. Я люблю военные фильмы, у меня такое чувство, что я сама прошла войну. В этой картине мне досталась роль женщины-солдата, которая и словом ответить может, и даже ударить обидчика. Анфиса прошла всю войну, вернулась домой, а муж её предал… Снимали фильм в селе Арефино на Оке, где местные жители никогда не видели “живых” артистов. Соорудили деревенский дом, огород, забор, из-за которого и наблюдали за съёмками сельчане. Взяли напрокат у местных жителей кур, режиссёру хотелось, чтобы птицы ходили по двору естественно, а они разбегались. Местный дедушка нам подсказал, что кур нужно ниткой связать за ноги и привязать к дому.

Всё, что происходило на съёмочной площадке, местными жителями воспринималось как реальная жизнь. Слух по деревне прошёл, что Анфисе муж изменил (мы как раз снимали сцену её возвращения с фронта), народу собралось – вся деревня, всем интересно, что же дальше будет? В порыве гнева Анфиса вышвыривает неверного мужа из избы и лупит его солдатским ремнём. Мельком я взглянула на зрителей и увидела в их глазах мстительную радость: в кои-то веки баба бьёт мужика! Геннадию ЮХТИНУ, сыгравшему роль моего мужа, тогда досталось (сцену снимали девять раз): мало того, я со всей силы оттянула его пряжкой, так ещё и “группа поддержки” кричала: “Всыпь ему, Анфиса!”. После каждого дубля актёра накрывали мокрой простыней, чтобы снять боль от ударов.

А в другой сцене я должна была дать пощёчину неверному мужу, актёра мне жалко было, поэтому я - легонько… А Геннадий говорит: “Бей сильно, а то следующий фрагмент у меня по-настоящему не получится”. Я ударила и не рассчитала, чувствую, у моего партнера помутнело в голове, он забыл обо всем и врезал мне… Между нами завязалась натуральная драка, режиссёр - в ужасе, требует разнять нас...

В этот же момент встал другой вопрос: Анфиса уходит от мужа, а как поделить избу? По сценарию, она оставляет дом мужу и убегает за ворота. Тут же ко мне подходит местный старичок и говорит: “Зачем же ты, Анфиса, ему дом оставила, лучше бы мне подарила…”.


Вертикаль

- В 1967 году мы снимали “Вертикаль”, благодаря этому фильму я узнала красоту гор. Кстати, у Станислава ГОВОРУХИНА второй разряд по альпинизму, поэтому его этот сюжет и заинтересовал. Пять месяцев мы жили в горах Кабардино-Балкарии. Володя Высоцкий тогда был запрещённым артистом, но именно его песни, на мой взгляд, - достояние этого фильма. Это тот случай, когда не музыка - оформление фильма, а мы, артисты, как бы сопровождение прекрасных песен. Тогда же Высоцкий написал песню “Она была в Париже”, которую посвятил мне - из всех занятых в этом фильме артистов я была единственной, у кого за плечами несколько фильмов и кинофестивалей. Честно признаюсь, песня мне тогда не понравилась, а сейчас думаю: у меня трое внуков, пусть они гордятся, что их бабушке песни посвящали…

Снимали мы на высоте три тысячи метров, жили в палатках, продукты нам доставляли вертолётом. Однажды даже профессиональные альпинисты обратились к нам за помощью, нужно было вытащить людей из-под камнепада. Глядя на наше снаряжение, они решили, что мы спортсмены. И мы помогли, спустили пострадавших. После этого случая появилась песня Высоцкого “О друге”.

Однажды я была в небольшом посёлке на севере Иркутской области, где представляла фильм “Вертикаль” (было это уже после смерти Высоцкого). Ко мне подошёл мальчик лет 13-ти и сказал: “Вы живёте в Москве, можете купить четыре белых гвоздики и отнести их на могилу Владимиру Высоцкому от меня…”, и протянул деньги.


Исполнение желаний

- Съемки в фильме Светланы ДРУЖИНИНОЙ “Исполнение желаний” совпали по времени с картиной “Жизнь на грешной земле”. На Мосфильме были задействованы два павильона, где с утра я на одних съёмках, после обеда - на других. В картине “Жизнь на грешной земле” я играю продавщицу сельского магазина, когда селёдку руками доставали из бочки и упаковывали в газету. В другом павильоне моя героиня - полная противоположность - интеллигентная Варвара Николаевна, хозяйка литературного салона. Я быстро преображалась из продавщицы в светскую даму, переодевалась из грязного халата в роскошные наряды, а руки продолжали пахнуть селёдкой.

Уценили!

- Не могу сказать, что внезапно я проснулась знаменитой, но узнавать стали. Какое-то время мне писал заключённый. Я, конечно, не отвечала на его письма, но на одно решилась. Заключённый после этого решил, что у нас с ним завязались отношения, письма от него стали приходить чаще, а в последнем я прочла: “Встречайте, я приезжаю на Белорусский вокзал”…

А однажды ехала в троллейбусе по Москве, сзади общались два парня, глядя на меня: “Слушай, а эту бабу я знаю, только не могу вспомнить откуда”. Они громко выясняли, откуда, и в итоге первый заключил: “Это же наш бригадир со второго строительного участка!”.

В каком-то городе, проходя мимо газетного киоска (а кто помнит, в то время продавались замечательные открытки с фотографиями актеров советского кино), увидела, что все открытки по 8 копеек, а со мной - пять. Я обиделась и спросила у продавца, почему такая несправедливость? “Уценили”, - услышала в ответ. Помню, выкупила все открытки со своим фото.

Мне нравятся такие строчки: “Утучняется плоть, испаряется пыл, годы вышли на медленный ужин. И приятно подумать, что я все-таки был, и кому-то бывал даже нужен…”. Если вы пришли на встречу, - я вам нужна, и вы мне нужны: вы согреваете своим вниманием, заряжаете энергией. Для актёра зрители – это лучшее лекарство!


Из досье

Лариса Лужина – советская и российская актриса кино, народная артистка РСФСР. Родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде.

В 1964 году окончила ВГИК, работала в Театре-студии киноактёра, преподавала актёрское искусство в Московской детской академии народного художественного творчества “Россия” при Департаменте образования Правительства Москвы. После распада Советского Союза Ларису Лужину перестали приглашать в кино, закрылся Театр киноактёра. Заняв у знакомого небольшую сумму денег, Лужина сделала спектакль “Театральный анекдот”, с которым ездила по России.

Награды

В 1965 году стала лауреатом Национальной премии ГДР “Золотая ветвь телевидения ГДР” за роли в сериале “Доктор Шлюттер”. Награждена медалью “За трудовое отличие” и орденом Дружбы.

Фильмография

Актриса снялась почти в ста фильмах, среди них: “Незваные гости” (1959), “На семи ветрах” (1962), “Тишина”(1963), “Доктор Шлюттер” “Преемник” (1965), “Вертикаль” (1966), “Любовь Серафима Фролова” (1968), “Вешние воды”, “Дворянское гнездо”, (1972), “Жизнь на грешной земле”, “Исполнение желаний” (1973), “Небо со мной” (1974), “Так начиналась легенда” (1976), “С любимыми не расставайтесь” (1979), “Тайны дворцовых переворотов” (2001-2003), Московская сага”, “На углу у Патриарших” (2004), “Казус Кукоцкого”, “Охота на изюбря (2005), “Любовь как любовь” (2006), “Возвращение Турецкого” (2007), “Любовь без страховки”, “Развод”, “Роковая любовь Саввы Морозова” (2012), “Дождаться любви” (2013), “Если ты не со мной” (2014).

Читайте также