Выборгская «Святая крепость» завершает театральный сезон премьерой

1754
Холден - первая главная роль Евгения Кулиша

Художественный руководитель государственного театра драмы и кукол, заслуженный деятель искусств России Юрий ЛАБЕЦКИЙ представил зрителям новый спектакль, поставленный по легендарному роману Сэлинджера "Над пропастью во ржи".

Культовый роман второй половины прошлого века переведен практически на все языки мира. Он был написан в 1951 году и имел огромную популярность, оказав влияние на мировую культуру. Достаточно сказать, что уже в 2005 году журнал «Time» включил его в список 100 лучших англоязычных произведений.

В то же время в США роман часто подвергался критике и всевозможным преследованиям из-за «грубого языка» (читай: подросткового). А главного героя – юного Холдена Колфилда – называли не иначе как «дурным примером» для молодежи, утверждали, что он поощряет в детях склонность к бунтарству, пьянству и т.п.

– Мне хотелось поставить спектакль, который был бы интересен в первую очередь подросткам, ведь что скрывать, во всех театрах сегодня есть проблема с молодым зрителем, – признается Юрий Лабецкий. – Перечитал серьезную пьесу «Дорогая Елена Сергеевна» Людмилы Разумовской – не впечатлился: материал устарел, у сегодняшних подростков все гораздо жестче. А вот Сэлинджер по-прежнему современен. Вхождение подростка в жизнь – вечная тема, все мы это переживаем когда-то... Какие-то монологи текста Евгения Тыщука, который я взял за основу, переделал, ввел некоторые свои сцены. История мне близка, она про меня… Роман сложный, весь сюжет держится на монологе главного героя, а в театральном спектакле должно быть действие, поэтому актеры создают атмосферу: играют деревья, ветер, дождь, асфальт, карусель… По сюжету главный герой находится в психиатрической больнице – и я туда зашел. Это очень тяжелое зрелище, меня хватило минут на двадцать… Конечно, большая разница между настоящей лечебницей и условно-театральной. В театре создается некий образ, который имеет художественную убедительность, несет свою эстетику… Кстати, специально для спектакля мы сняли в Аннинских укреплениях немой фильм (по сюжету главный герой с подругой идут в кинотеатр, и после сеанса она плачет). Я долго думал, какой же фильм они смотрят, зритель тоже должен понимать, почему Салли (Арина ЛАБЕЦКАЯ) плачет…

Неожиданно решение спектакля – зрители находятся на сцене, а зрительный зал на время превращается… в пропасть. Как говорит режиссер, он долго думал над таким вариантом, но теперь убежден: если «перевернуть» сцену, идея спектакля потеряется. И действительно, ощущение камерности просто пронзительно: главный герой обращается именно к тебе и рассказывает свою историю только тебе.

Что касается выбора актера на главную роль (Евгений КУЛИШ), режиссер рассказывает:

Когда в свое время я намеревался восстановить спектакль «Ромео и Джульетта» (наш Ромео вышел из возраста и требовался новый актер), я обратился в театральные вузы, среди присланных портфолио были документы и Евгения Кулиша. Женя приехал в Выборг, я посмотрел на него и понял: никакой он не Ромео, но в театр его принял. Актер сыграл несколько небольших ролей в «Святой крепости», но раскрылся по-настоящему в «Трех сестрах», блестяще вжившись в Тузенбаха. Тогда в нем я и увидел Холдена, в котором сочетаются и Гамлет, и Ромео: подростковые страсти, любовь, переживания, и сказал Жене: «Ставлю спектакль про тебя». Он воспринял роль с энтузиазмом – в итоге мне понравилось то, что у нас получилось.

В финальной сцене романа – карусель, кружащаяся под внезапно хлынувшим ливнем: Холден смотрит на свою младшую сестренку и на миг забывает обо всех своих переживаниях. Он чувствует себя счастливым здесь и сейчас. Надолго ли?.. В романе финал остается открытым. У Лабецкого зритель замирает, глядя на смеющихся героев, и понимает: у них все еще впереди…

Маргарита ЗАХАРОВА

Читайте также