В ВЦ «Эрмитаж-Выборг» - новая выставка «Портретная живопись в России XVIII-начала XX века»

1348
Михаил Пиотровский торжественно открыл выставку

Уникальная выставка из фондов Государственного Эрмитажа открылась в Выборге. В торжественной обстановке ленточку на входе в демонстрационный зал перерезали генеральный директор ГМ «Эрмитаж» Михаил ПИОТРОВСКИЙ и вице-губернатор Ленинградской области Николай ЕМЕЛЬЯНОВ.

– Замечательно, что шедевры Государственного Эрмитажа мы можем увидеть в Выборге. Особенно отрадно, что жители города, особенно дети, через картины могут прикоснуться к нашей истории и культуре.Николай Емельянов



Николай Емельянов и Геннадий Орлов обмениваются впечатлениями

– Выставка удивительная: многие работы известных русских художников выставлены впервые после реставрации. Некоторые полотна были настолько испорчены, что и надежды на их восстановление не было. Замечательно, что реставраторам удалось вернуть нам многие шедевры. В этом и есть суть Эрмитажа – найти, сохранить, отреставрировать и представить зрителю. Нужно сказать, что портрет – это итог работы двух человек: художника и героя, которого автор изобразил. За каждым портретом – история и человека, и государства, потому что на выставке экспонируются портреты известных людей того времен.Михаил Пиотровский

«Портретная живопись…» стала 16-й выставкой за десять лет работы нашего выставочного центра. Примечательно, что более 30 живописных полотен из 75 представленных на ней экспонируются впервые. Все они отреставрированы за последние десять лет. Это не просто картины, за каждой – судьба известного в свое время человека. Любопытны и судьбы самих полотен, к примеру, портрет Екатерины Волоцкой кисти Гавриила Яковлева, датированный концом 1850-х годов, попал в Эрмитаж в 1941-м в составе коллекции. Тогда же музей пополнился и портретом отставного поручика Николая Охотникова (автор – Карл Брюллов, 1827 год), служившего в лейб-гвардии Уланского полка.

Как заметил Михаил Пиотровский, посетителей выставки ждет немало интересного. Например, здесь можно узнать, как выглядела Ксения Петербургская. Портрет ее, написанный неизвестным художником, попал в музей в 1930 году. Почти 100 лет он находился в запасниках, а нашли его недавно, когда систематизировали фонды. Реставраторы тут же приступили к работе: провели лабораторные исследования, в ходе которых было выявлено, что перед ними самая настоящая реликвия. Экспертиза грунта подтвердила: холст выполнен в конце XVIII или в начале XIX века. Исследования конструкции рамы не оставили сомнений в выводах химического анализа: портрет является художественным произведением эпохи, в которую жила святая.

Много можно говорить и о героине другого портрета – самой красивой женщине Петербурга того времени – княгине Зинаиде Юсуповой, богатейшей российской наследнице своего времени, последней в роду Юсуповых. Кстати, она же была последней перед национализацией владелицей подмосковной усадьбы Архангельское. Будучи ведущей фигурой в предреволюционном светском обществе, княгиня Юсупова прославилась не только красотой, но и щедростью, гостеприимством. Юсуповы жили широко, устраивая грандиозные балы и приемы, на которые приглашались даже члены императорской семьи. Зинаида Николаевна любила посещать балы и великолепно исполняла русские танцы. Много времени, сил и средств княгиня тратила на благотворительность, под ее патронажем находились приюты, больницы, гимназии, церкви в Петербурге и других городах.

Особое место в экспозиции занимает портрет Татьяны Потемкиной (автор Тимофей Нефф). Эта работа никогда раньше не попадала в поле зрения исследователей, потому что холст был серьезно поврежден и сильно загрязнен. Пока полотно ждало своей очереди на реставрацию, сделали его рентгеновский снимок, который сначала озадачил, а потом вселил надежду на атрибуцию портрета. Лицо Потемкиной на полотне представляло собой белое пятно, что могло свидетельствовать о серьезных его переписках. В процессе реставрации прорывы холста были устранены, красочный слой укреплен, но оставался толстый слой пожелтевшего лака, мешавшего воспринимать колорит картины и ее технические особенности. Портрет Потемкиной – одно из немногих произведений Неффа, которое так капитально отреставрировано.

На выставке представлены произведения и менее известных, провинциальных художников – это Иван Шевцов, Аким Багоев, Федор Тулов и Пимен Орлов. К сожалению, о воронежском художнике Иване Шевцове сведений практически не сохранилось, неизвестно и количество его работ. Его произведения хранятся в Государственном Русском музее, Воронежском краеведческом музее и четыре портрета – в Эрмитаже. Как считают исследователи творчества художника, его портреты очень точно отражают эпоху 1820-1830-х годов с ее пристальным вниманием к внутреннему миру человека. Это хорошо видно на примере написанного в 1828 году портрета Анастасии Вадковской,  – дочери действительного статского советника, предводителя дворянства в городе Задонске Воронежской губернии Семена Викулина.

Уникальны портреты фрейлин Анны Окуловой и Софии Орловой-Денисовой кисти Пимена Орлова. София Орлова-Денисова – супруга графа Владимира Толстого была фрейлиной императрицы Александры Федоровны в 1834-1837 годах. Анна Окулова при содействии Николая I в 1836 году получила должность наставницы при великой княжне Ольге Николаевне. В свое время Анна была удостоена Малого креста ордена св. Екатерины, до конца жизни в качестве фрейлины она жила в Зимнем дворце. 

В 1941 году поступил в Эрмитаж портрет могилевского губернатора Ивана Маркова кисти Федора Тулова (1837-1838 годы). Иван Марков служил в министерствах иностранных и внутренних дел, просвещения и военном ведомстве. Несколько лет он был чиновником для особых поручений при Белорусском генерал-губернаторе князе Хованском. Впоследствии стал могилевским гражданским губернатором, оставил службу в чине тайного советника.

Еще 30 работ, представленных в экспозиции, выполнены художниками, чьи имена неизвестны.

Интересна история реставрации небольшой картины, на которой изображены дети. Она поступила в Эрмитаж в 1941 году из собрания Государственного музейного фонда. В архивном деле было указано: «Брюллов (надпись на обороте) – Четыре детские головки в облаках. Картина овальная в золоченой раме». В Эрмитаже полотно определили в реставрационную мастерскую. После технической реставрации оно длительное время хранилось в мастерской как работа неизвестного автора. Осуществленная в прошлом году художественная реставрация этого полотна вернула ему первозданный облик, в котором оно впервые экспонируется в Выборге. Кроме того, в процессе реставрации был выполнен спектральный анализ, выявлен достаточно подробный подготовительный рисунок, который и подтвердил однозначность авторства Брюллова. Любопытная деталь: в нижнем правом углу под слоем краски также был обнаружен карандашный набросок детского лица – своеобразная «проба пера». В ВЦ «Эрмитаж-Выборг» можно увидеть все процессы исследования этой картины: полотно до реставрации, подготовительный рисунок в инфракрасном излучении, набросок детского лица и окончательный вариант.

 

Маргарита ЗАХАРОВА

Читайте также