В библиотеке Аалто открылась выставка "Поэзия садов"

1163

6 сентября в библиотеке А. Аалто открылась книжно-иллюстративная выставка «Поэзия садов», посвященная памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Директор библиотеки Елена РОГОЗИНА рассказала собравшимся, что во многом благодаря заслугам Дмитрия Сергеевича библиотека предстала перед читателями в первозданном виде. «Пока живы библиотеки, культура не погибнет», - писал и говорил Лихачев, - «Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии - это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития - чтение». Именно им в середине 80-х годов, впервые был остро поднят вопрос о реставрации библиотеки. Говорят, в начале 60-х архитектор Алвар Аалто был в Выборге и посетив библиотеку, сказал: «Здание есть, но архитектуры больше нет», жалко, что он не может увидеть ее сейчас.

Библиотекарь Савва ЭЙРУС-ШУЛЕПОВ искренне порадовался количеству пришедших гостей и сообщил, что сегодня в библиотеке проходит сразу две выставки: «Поэзия садов» и выставка памяти Лихачева и парка Монрепо. Первую выставку готовила рабочая группа библиотеки, а вторую историк, краевед и преподаватель АБАКШИНА Эльга Николаевна. В своем вступительном слове Савва поставил знак равенства между Д. С. Лихачевым и словом интеллигент.

Дмитрий Сергеевич внес неоценимый вклад в развитие гуманитарных наук, культуры и образования, он всегда занимал активную общественную позицию, говорил, то что думал. Он был не только выдающимся филологом, но и великим культурологом. Ему принадлежит такой термин, как «экология культуры», в частности он пишет: «Человек живет не только в биологической среде, но и в системе определенной культуры, созданной столетиями, тысячелетиями, и с этим нужно считаться. Экология культуры - это наука о том, как человеку жить в ладу со своей памятью».

Савва рассказал о том, что Лихачев всю свою жизнь посвятил исследованиям русской культуры, даже будучи политзаключенным, он внимательно наблюдал за любимым занятием арестантов, в результате в 30-х годах прошлого века появилась научная статья «Картежные игры уголовников», которая до сих пор является востребованной и служит учебным пособием для учащихся юридических учебных заведениях. «Картежная игра», - пишет Лихачев в этой статье, - «имеет в воровской среде немалое значение в достижении высших ступеней жульнической квалификации. Привычка к постоянному напряжению всей нервной системы, привычка рисковать делают особенно тяжелым однообразие тюремной жизни. Карты дают жулику необходимое, чисто физиологическое ощущение риска. По словам одного карманника, выигрывать - всё равно, что чувствовать, как скользит в руку под подкладкой фраера толстый бумажник». Круг интересов Лихачева был неимоверно широк.

Эльга Николаевна была лично знакома с Дмитрием Сергеевичем, от чего ее воспоминания кажутся необычайно теплыми, идущими прямо от сердца:

Голос как у праведника, а звучал как набат. Он был нравственным авторитетом нашей эпохи. В один из приездов в Выборг, Дмитрий Сергеевич встретился со школьникам и очень долго беседовал с ними, попросив на прощание беречь Монрепо и все живое.

В 1988 году вышел документальный фильм «Монрепо», в котором Лихачев очень подробно рассказывает о парке. Посетителям выставки было предложено посмотреть эту замечательную киноленту. «Это парк размышлений, - спокойным мягким голосом говорит с экрана Лихачев, - это парк тихого отдыха, это необычный союз человека с природой. - Природа всегда красива если ей предоставить волю, - объясняет он, - в парке Монрепо человек не только предоставлял ей волю, но и помогал ей, но при этом природа не была испорчена.

Действие фильма разворачивается на территории парка Монрепо в зимнее время, временами на заднем фоне тихо играет приятная классическая музыка. Лихачев рассказывает интересные факты из его истории, упоминает о известных людях в свое время посетивших парк, среди которых поэты золотого века Баратынский, Батюшков, Денис Давыдов и совершенно замечательный и незаслуженно забытый Владимир Соловьев, посвятивший парку одно из своих стихотворений.

Лихачев говорит о соединении в парке Монрепо разных национальных признаков, что по его мнению говорит о настоящей интеллигентности культуры.

- Культура принадлежит всему человечеству, она распадается на отдельные культуры, но в целом она едина - заключает Дмитрий Сергеевич, -  очень важно ощутить себя не только представителем отдельного народа, а принадлежащим человечеству. Искусство принадлежит всему человечеству. В парке Монрепо хорошо видна дружба народов между собой и дружба между природой и человеком.

Эльга Николаевна любезно отвечала на вопросы слушателей, поражая всех глубиной своих знаний и неподдельной любовью к парку Монрепо.

Денис Гильманов 

Читать все статьи автора Денис Гильманов

Читайте также