Таких «Ножниц» в Выборге еще не видели

596
Актеры, режиссер и люди театра, занятые в спектакле «Ножницы»

Режиссер Георгий ЦНОБИЛАДЗЕ вновь удивил выборгского зрителя – на днях в государственном театре драмы и кукол «Святая крепость» состоялась премьера  спектакля «Ножницы».

  Это действительно необычно: по ходу действия артисты импровизируют, отталкиваясь от реакции зрителей, и каждый из них невольно вовлекается в происходящее на сцене.  Представьте себе, то, каким будет финал, зависит именно от зала. Как признается режиссер, заранее, конечно, подготовлено несколько финальных сцен, но какую именно актеры сыграют в этот раз, – решит зритель.

Пьеса немецкого драматурга Пауля Портнера «Ножницы» – это иронический детектив, действие которого происходит в парикмахерской. Любопытно, что автор в свое время обратился к экспериментальному театру и изобрел жанр «спектакля-игры», где в главной роли выступает зритель. Премьера первого такого спектакля состоялась в 1958 году на сцене театра Ulme, после чего более пятидесяти немецких театров вознамерились заполучить пьесу в свой репертуар. В США в 1992 году спектакль занесли в Книгу Рекордов Гиннеса как самую «долгоиграющую» - более пяти тысяч выступлений в Бостоне. Пьеса, на которой основан спектакль, - самое известное произведение Портнера, всего же на его счету 17 пьес для театра и более 20 - для радиоспектаклей.

Второй сюрприз, который подстерегает зрителя - это звучащие со сцены знакомые названия улиц и районов нашего города. Георгий Цнобиладзе поместил своих героев в Выборг. Как он поясняет, автор пьесы  как раз и рекомендовал адаптировать постановку к месту (и времени) действия, каковым советом г-н Цнобиладзе и  воспользовался. Режиссеру хотелось, чтобы эта история происходила, что называется, «здесь и сейчас», труппа стремилась к живой игре, а играть настоящее в прошлом веке вряд ли получится.

После спектакля зрители тепло приветствовали артистов и режиссера (Георгий Цнобиладзе в центре)

- Вы даете актерам возможность импровизировать. Это не рискованно?

- Любой спектакль – это риск и вызов для меня. Если прием работает, то он только помогает актерам. Мне всегда хочется сделать что-то интересное, неожиданное для зрителя. Однако, театр есть театр, и говорить, что здесь сплошная импровизация, нельзя - мы готовились, репетировали и те части, в которых задействованы зрители, и те, которые актеры проживают по сценарию. Артисты готовы таким образом и к любым вопросам зрителей, и к тому, что вопросов во время спектакля может и вообще не быть.

Мы живем в эпоху режиссерского театра, поэтому любой спектакль – это продукт режиссера. Чехов написал много пьес, их ставят во всем мире, но спектакли получаются разными - так и здесь, в зависимости то того, как мы «разобрали» материал, такой и получилась спектакль. Можно посмотреть «Ножницы» в постановке других режиссеров, и они будут совершенно иными. Я - режиссер, который считает, что артист должен понимать, что играет. Ведь чем театр отличается от кино? Тем, что в фильме постановщику нужно один раз добиться, чтобы актер правильно что-то сыграл, а в театре он каждый раз играет заново. Здесь в любом случае импровизация, потому что, если материал будет просто выучен, он умрет.

На коварный вопрос вашего корреспондента, смогут ли артисты «выкрутиться», если за все-таки будет безмолвствовать, Георгий Цнобиладзе уверенно заявил, что они готовы ко всему.

- Пьеса Портнера мне показалась интересной и отчасти близкой к тому, что я уже ставил в «Святой крепости», - продолжает режиссер. – Думаю, что мои постановки органично дополняют те классические спектакли, которые ставит художественный руководитель театра Юрий ЛАБЕЦКИЙ. «Ножницы» - это детектив, мы специально старались запутать зрителя, чтобы было непонятно, кто же в итоге убийца. Но одновременно ставили метки, чтобы зритель подмечал «опознавательные знаки». У зрителя есть выбор: можно следить за актерами, картинкой и молча смотреть и слушать, а можно даже высказать свое мнение - в этом смысле спектакль интерактивный…

Напомним, что «Ножницы» - это четвертая постановка Георгия Цнобиладзе в «Святой крепости». Ранее он  у нас ставил «Тестостерон», «А поутру они проснулись», «Ханума» - спектакли, которые всегда собирают аншлаг.

Любопытно, что режиссер не с первого раза остановился на выборе актеров, практически все исполнители во время репетиций сменили свои роли. В спектакле заняты: Антон КОСОЛАПОВ, Ольга БУБНОВА, Владимир ПАВЛУХИН, Дарья ЕРДЯКОВА, Антон КУРЦАЕВ и Антон РОДИОНОВ. Забавная деталь: практически одновременно в нынешнем сезоне в труппу влились два Антона – Курцаев и Родионов, и оба играют свои первые главные роли в «Ножницах».

Антон Родионов родом из Новокузнецка, учился в Кемеровском государственном университете культуры и искусств, служил в Кемеровском театре для детей и молодежи:

- Еще в 2017 году я побывал в Выборге, но тогда мне, правда, не хватило смелости заявиться в театр, но спустя год я все-таки пришел в «Святую крепость», и меня приняли. В «Ножницах» у меня роль Эдуарда Скоробогатова, однако изначально пробовался на парикмахера Антуана. В актерской среде считается, что чужая роль всегда понятнее своей, а Георгий дал нам возможность прочувствовать сразу нескольких героев. На мой взгляд, актер должен быть универсальным - ушло то время, когда можно было играть только в своем амплуа. Ты берешь любую роль (нравится она тебе или нет) и делаешь ее. А попробовать что-то неожиданное всегда интересно, это идет на пользу актеру.

Антон Курцаев окончил Алтайскую государственную академию искусств в Барнауле, а прошлым летом встретился с другом – актером «Святой крепости» Дмитрием ТУМУРУКОМ, который посоветовал обратиться к Юрию Лабецкому.

Антон Курцаев: с этим персонажем пришлось помучиться

- Я сбросил свое видео Юрию Евгеньевичу, он посмотрел и предложил пообщаться лично. Так я и оказался в Выборге. В «Ножницах» у меня не просто первая большая роль в «Святой крепости», а первая в театре вообще, по окончании академии я не выходил на сцену (только в студенческую пору). Сегодня играю также небольшие роли в «Хануме» и «Трех сестрах».

- В «Ножницах» импровизировать довелось?

- Конечно, автором были прописаны определенные вещи, режиссер выстраивал рамки, а от зрителя шли ожидаемые вопросы, по ходу спектакля  мы ориентировали его в нужном направлении. Но была и импровизация. В спектакле я отталкивался от своего персонажа и примерно представлял, как такой человек может реагировать на те или иные выпады из зала. Изначально я должен был играть следователя, но в итоге – я Антуан. Роль совершенно не типичная для меня, я бы в легкую сыграл Скоробогатова, а с Антуаном помучился изрядно. Но работать над спектаклем было интересно уже хотя бы потому, что актеры до последнего не знали, кто же кого будет играть.

Антон Родионов – по роли Эдуард Скоробогатов

Любопытная деталь: для спектакля «Ножницы» вся труппа училась профессионально, по-парикмахерски владеть ножницами, бритвой, феном, а также мастерски накручивать полотенце на мокрые волосы – все это было в одном из салонов красоты Санкт-Петербурга. Специалисты проводили для актеров мастер-классы, делились профессиональными тонкостями парикмахерского искусства.

Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев