Спектакль «Большевики» – еще одна олимпийская вершина выборгского Народного театра

Спектакль «Большевики» – еще одна олимпийская вершина выборгского Народного театра
1251
Сцена из спектакля. Секретарь - Елена Буриченко, телеграфист - Валерий Ильин

Продолжаем рассказ о том, как Народный театр выборгского городского Дома культуры с успехом представил свое творчество на смотре-конкурсе самодеятельных театральных коллективов Северо-Запада России в Калининграде в 1977 году.

Начало https://gazetavyborg.ru/news/kultura/mikhail-shatrov-ochen-chisto-i-ochen-chestno/

Конкурсное жюри возглавлял заслуженный артист РСФСР Александр Шатрин. В своём интервью газете «Калининградский комсомолец» он сказал: «В первую очередь мне бы хотелось обратить внимание на то, что работа каждого народного коллектива в той или иной мере отражает духовную жизнь своего города, района, села. Артисты постоянно видят и великолепно знают его жизнь. Звание «Народный» коллективу заслужить не так просто. Проходят годы тяжелого труда, находки, неудачи и только потом приходит признание. На конкурсах всегда заметны коллективы, обретшие своё лицо и имеющие в своей истории не одно поколение актеров!».

И вот наступило начало смотра. Это очень почетно и ответственно – открывать смотр. В своём интервью Борис Петрович Фурнэ рассказывал о фестивале: «Он начался нашим спектаклем, так как отражает первые шаги Советской власти, показывает один из сложнейших её периодов и точно бьет в цель. Даже в московских афишах «Большевики» Шатрова встретишь редко. Далеко не каждый профессиональный коллектив решается ставить эту драму. Она сложна. Ведь пьеса бессюжетна, действие её ведет мысль. Наша задача сделать мысль точной, весомой. Зал на тысячу мест был полон. Мы внесли свое личное, сегодняшнее отношение к событиям первых лет революции и гражданственность. Если это волнует сегодня – значит, тема вечна.

После спектакля состоялось его обсуждение. Представитель жюри, народный артист РСФСР Борис Голубовский заявил, что, взявшись за пьесу, театр шел на риск. И в том, что риск оправдался, сказалась художественная и гражданская мужественность коллектива. Здесь уместно вспомнить Гете, который считал, что между двумя противоположными мнениями лежит не истина, как принято думать, а проблема. Пьеса «Большевики» вся состоит из таких противоречивых мнений, и вся она – сплошная проблема, которую пришлось решать…»

Актриса Нина Егги вспоминала о своем впечатлении об этом спектакле: «Зрители, естественно, сначала присматривались, анализировали: так ли играют? Похожи ли? А потом присовокупили себя к движению мысли спектакля. М.Шатров, автор драмы, тоже был в зале. Играя в «Большевиках», мы очень волновались. Пожалуй, как никогда. Ведь ответственность –  огромная, материал очень серьезен. Принял участие в нашей работе и местный композитор А. Луцкий. Его концерт «Посвящение» отразил эмоциональные впечатления в революции».

На обсуждении говорили и о том, что актеры не стремились передать портретное сходство и пластику образа, все внимание уделяли внутреннему миру героев, пытались передать ощущение темперамента эпохи.

А другой выборгский артист Владимир Борисов в своей статье «О нашем театре» писал: «Последний спектакль «Большевики» по пьесе М.Шатрова уже зачислен в ряд удач театра. На калининградском фестивале мы стали лауреатами и выслушали немало теплых слов от столичных театральных представителей».

На фестивале также присутствовал и Василий Кляузов, который в то время был главным режиссером Народного театра Балтийского района Калининграда. В своей статье «Братья Бауманы» он писал: «О «Большевиках» в исполнении выборжцев уже писали, я же хочу рассказать о братьях Олеге и Павле Бауманах. Оба они лауреаты зонального конкурса, оба создали великолепные образы в «Большевиках». Павел Бауман играет Луначарского, Олег Бауман – Цюрупу. Мне хорошо известна биография А.В.Луначарского, читал его книги, играл в его пьесах. Луначарский – это глыба интеллекта, ума, таланта и огромного человеческого обаяния. Взял в руки театральную программку, читаю: Луначарский – Павел Бауман. Ну, думаю, как-то ты справишься? Я знаю Павла Баумана по совместной работе над драмой Лермонтова «Маскарад». Он способнейший человек, но Луначарский!!! А во время спектакля я даже забыл, что на сцене актер. Я видел и слышал Луначарского и был восхищен его блистательной речью, глубиной мысли, благородными манерами. Полное перевоплощение!

О Цюрупе знаю меньше, но я поверил, что он был таким, каким показал его Олег Бауман. Актер меня убедил – и это прекрасно!»

Быстро промелькнули дни фестиваля, и вот наступил торжественный момент – жюри объявляет свое решение: коллектив Народного театра Дома культуры г. Выборга удостаивается звания лауреата фестиваля и награждается золотой медалью. Также звания лауреата удостоились четыре актера: Владимир Борисов за роль Свердлова, Павел Бауман, воплотивший образ Луначарского, Олег Бауман, исполнивший роль Цюрупы, и Любовь Акимова, сыгравшая телеграфистку.

Дипломами первой степени были награждены девять артистов, в том числе Б. Соболев, В. Кукин, Н. Сапрыкина, Н. Фурнэ, Н. Егги. Главной же наградой стало приглашение на заключительный смотр Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, который проходил в Москве на сцене театра имени Евгения Вахтангова. Автор пьесы Михаил Шатров сказал такие слова о выступлении выборгского Народного театра: «Очень честно, очень чисто рассказали о революции, о большевиках. Я почувствовал гражданское волнение и нашу большую ответственность перед значимой темой». И эта высокая оценка автора пьесы об игре самодеятельных артистов из Выборга дорогого стоит.

Мирхат Мусин

Читайте также