Музыка – это праздник чувств и эмоций: Размышления после концерта симфонического оркестра

Музыка – это праздник чувств и эмоций: Размышления после концерта симфонического оркестра
1203
Музыка – это праздник чувств и эмоций: Размышления после концерта симфонического оркестра

Идём по Питеру. День то ли праздничный, то ли выходной, центр города, настроение - соответствующее, расслабленно-подъёмное: предстоит побывать на концерте в Большом зале филармонии им. Д. Д. Шостаковича. Давно хотелось осуществить мечту: в праздничный день оказаться в театральной или концертной обстановке. Предвкушение праздника, это то чувство, когда не можешь думать ни о чём, кроме как о предстоящем событии, предполагая, что же там услышишь, увидишь, сбудутся ли надежды на некую возвышенно-особенную атмосферу, олицетворяющую именно этот день. Предвкушение праздника– даже больше, чем сам праздник. Но, к счастью, не в нашем случае. То, что мы услышали, я, будучи музыкантом по профессии, смогла назвать только одним словом: невероятно!

Театр начинается с вешалки, а настроение можно поймать уже на Садовой улице: арки и магазинчики Апраксина двора звенят музыкой песен всех времён и народов от НЭПа до СССР и России 90-х. Переходя улицу на светофоре, буквально упираемся в велогонщика, у которого на всю громкость настроена «Ягода-малинка, хоп-хоп-хоп»… Настроение как-то само подскакивает, как внезапная температура, начинаешь подпевать, даже подтанцовывать. А в голове сидит: ну вот, а мы на классику идём, что-то там услышим? И опять это беспокойство, предвкушение, граничащее с небольшой толикой радости: Большой зал филармонии с его хрустальными люстрами и креслами, в которых сидели многие великие люди, не даёт настроению свалиться в ступор. У Гостинки какая-то группа молодых музыкантов настраивает аппаратуру, Невский бурлит, спешит, опаздывает, поёт, там всегда праздник, даже в будни.

Проходим пешеходный переход, и вот уже филармония встречает нас нарядными, идущими под ручку парами, толпой у парадного крыльца, одетыми в униформу контролёрами на мраморной лестнице, колоннами, балкончиками, и множеством стремящихся запечатлеть себя на фоне всей этой красоты любителями классической музыки.

Зал без единого свободного места. Первые же звуки ошеломляют. Оперы, балеты, Мариинский, Михайловский, музеи и та же филармония – довольно частые явления в моей жизни, а вот Академический симфонический оркестр филармонии не слышала давно. Ещё и ещё раз удивилась разности восприятия оркестровой музыки «через телевизор» (равно ютуб, интернет и прочее) и сидя в концертном зале. И если в первые минуты после выхода на сцену оркестра и дирижёра сидишь и думаешь: ну и что, я буду полтора часа смотреть на них? То после первых же аккордов увертюры М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила» оживаешь, начинаешь рефлексировать и ждать: а что дальше? С каждым новым музыкальным шедевром словно просыпаешься от длительного сна вместе с огромным залом, который так же захвачен происходящим.

После па-де-де из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, возникает состояние опьянения музыкой, которое уже не проходит до окончания концерта. Сижу и думаю: странно, вот здесь могло бы всё закончиться, но программа составлена необычным образом - от яркого, взрывного, к утончённому, нежному, тонкому.

Сергей Прокофьев. Из сюиты «Ромео и Джульетта», в программе «Монтекки и Капулетти» и «Гибель Тибальда». Молодежь, сидящая в зале, как по команде поднимает телефоны и снимает, снимает это великолепие. Кульминация – страшные удары литавр и почти звучащая рука дирижёра, вертикальной линией пронзающая пространство. Зал замирает, воздух в зале накаляется почти зримо. А концерт продолжается красивейшей и любимой всеми популярной музыкой Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Хачатуряна, И. Дунаевского, В. Гаврилина, Э. Артемьева, Р. Глиэра.  

Но вот оркестр ненадолго замолкает. Максим Федотов поворачивается к зрителям, любовно берёт в руки скрипку… Первые же такты «Нежности» А. Пахмутовой из к/ф «Три тополя на Плющихе» - и уже задыхаешься от слёз, время останавливается, и нет ничего вокруг, только скрипка и словно застрявшие где-то в подкорке, самые первые слова той песни «Опустела без тебя земля»… И не знаешь, по ком плачешь, только чувствуешь, что и рядом сидящие тоже смахивают слезу, и мысли о том, что вот в такой простой мелодии и кроется что-то самое главное, что мы искренне чувствуем, но не в состоянии выразить, и только эта мелодия – она и есть вершина твоих невыраженных чувств.

…Люди! Не сидите дома, выходите, поезжайте: на машине, на «Ласточке», на чём угодно, получите толику прекрасного, невероятно живого и абсолютно искреннего общения с музыкой и музыкантами, которые способны поведать звуками то, что мы не можем сказать друг другу словами, забегавшись в делах, запыхавшись в жизненных проблемах. Да слова уже и не нужны – языком музыки говорит, рассказывает, объясняется в чувствах оркестр, дирижёр, музыканты.

Быть может, когда-нибудь в нашем городе тоже появится филармония, а может, консерватория, а может, концертный зал вместе с новой музыкальной школой – словом то, что заставит людей встать с места, взять детей, одеться понаряднее и пойти на концерт, как на праздник. И неважно – будет ли этот день праздничный или просто выходной. Важно, что в нём найдётся место большому искусству, которое способно изменить вас и ваши представления о прекрасном!

Нелли ЧУЧУНОВА

Читайте также