“ХИТРЫЙ ГОРОДОК С КОФЕЙНЫМИ МЕЛЬНИЦАМИ…”

“ХИТРЫЙ ГОРОДОК  С КОФЕЙНЫМИ МЕЛЬНИЦАМИ…”
1950
“ХИТРЫЙ ГОРОДОК С КОФЕЙНЫМИ МЕЛЬНИЦАМИ…”

125 лет назад родился один из лучших поэтов “Серебряного века” Осип Мандельштам. Свидетельства пребывания поэта в нашем городе можно найти в сборнике “Страницы Выборгской истории”, в частности в статье краеведа Тамары КОРОБОВОЙ “Выборг и поэзия “Серебряного века”.

Осип Мандельштам бывал в Выборге  в раннем возрасте, с родителями, останавливаясь у их друзей – Кушаковых. Они жили в добротном деревянном особняке, рядом с которым стоял многоэтажный каменный дом с большой лавкой, во  дворе которого была кондитерская фабрика. Примечательно, что в возрасте 17-18 лет Мандельштам ухаживал не на шутку за одной из дочерей Кушаковых.

В Финляндии он провёл 1911 и 1912 годы в пансионате Линде, в 12 км от Мустамяки (ныне Горьковское) и в новом санатории Конккала (теперь это Красный Холм). Чудесный, напоенный ароматом сосен воздух, зеркально-серебристая гладь озера, гранитные валуны излечили поэта от смертельной болезни. Он писал друзьям, что живёт в глуши, “Богом заброшенном уголке Финляндии”.

Характерной чертой финской жизни, к которой тяготел Мандельштам, еврей по национальной принадлежности, был протестантизм. Это стало причиной перемены вероисповедания посредством крещения, которое произошло в выборгской епископско-методической церкви в 1911 году. Крещению предшествовал обязательный экзамен, касающийся христианской веры и обязанностей христианина. Пастор Нильс Розен из Хельсинки совершил этот обряд. Достоверно известно, что молельный дом  находился на Торккелинкату, 7 (по некоторым источникам - 5; ныне проспект Ленина), а часовня прихода была по адресу Тиилирууки, Вилхонкату, 7 (3-я Южная улица). В одном из этих мест и был совершён обряд крещения поэта.

Мандельштам делится впечатлениями о Выборге в автобиографических очерках “Шум времени”. “…Зимой, на Рождество - Финляндия, Выборг, дача - Териоки…” Вспоминает звон бубенцов низкорослых финских лошадок, кувшины в гостиницах с ледяной водой для умывания, а более всего – низкое снежное небо. “И я любил страну, где все женщины безукоризненные прачки, а извозчики похожи на сенаторов”. 

“…В Выборг ездили к тамошним старожилам, выборгским купцам – Шариковым, из николаевских солдат-евреев, откуда по финским законам повелась их оседлость… Шариковы держали большую лавку финских товаров, где пахло и смолой, и кожами, и хлебом, особым запахом финской лавки, и было много гвоздей и круп. Жили Шариковы в массивном деревянном доме с дубовой мебелью. Особенно хозяин гордился резным буфетом с историей Ивана Грозного.

…Где-то в кондитерской Фацера с ванильным печеньем и шоколадом, за синими окнами санный скрип и беготня бубенчиков. Быстрые санки, пунш, карты, … шведская крепость, шведский язык, военная музыка – голубым пуншевым огоньком уплывал выборгский угар...”

В Выборге Мандельштам обычно останавливался в одной из лучших гостиниц  города “Бельведер”, которая “славилась чистотой и ослепительным бельём”. В единственном произведении, относящемся к художественной прозе, - “Египетская марка”,- поэт оставил интересные наблюдения о парке Монрепо. Так, о владельце парка: “Барон Николаи рассадил по строжайшему плану тёмные лиственницы, густые пихты, и северная хвоя притворилась кипарисом”. Об одной из выборгских матрон: “Кто в Выборге не знает мадам Шредер? Лилия пресвитерианской церкви, гроза недобросовестных прачек и член христианского союза по охране голубей. …Это Лютер в юбке, это Гренадёр Евангелия, это - капитанша благодати”.

В феврале 1915 года состоялся последний визит Мандельштама в Финляндию. В санатории Рабиновича в Мустамяках он искал мира и отдыха и провёл там 9 дней.

“Упрямый и хитрый городок с кофейными мельницами, качалками, гарусными шерстяными ковриками и библейскими стихами в изголовии каждой постели…” остался в памяти поэта навсегда.

Подготовила Ольга НАБАТОВА

Читайте также