И ВСЁ У ВАС ПОЛУЧИТСЯ!

Виктор СЕДОВ практически незрячий человек, но это совершенно не мешает ему жить полной жизнью. В своё время он окончил Ленинградский институт прикладной математики, работал инженером, руководил одним из выборгских предприятий, а потом Виктор Петрович нашёл себя в преподавательской деятельности. Вот уже более десяти лет он преподает математику, статистику и некоторые экономические дисциплины в Выборгском филиале РАНХиГС, а также занимается подготовкой студентов к олимпиадам по математике и экономике. В прошлом году Виктор Седов принял участие в российской конференции по проблемам социализации в обществе людей с ослабленным зрением, где познакомился с опытом работы по овладению инвалидов по зрению компьютером. А недавно комитет социальной защиты населения предложил ему организовать компьютерные курсы по программе речевого доступа и в нашем городе. С компьютерной базой помог Центр дополнительного и профессионального образования на улице Приморской, а со специализированной программой - общественная организация "Фаворит+". Программы экранного доступа - Jaws for Windows - работает на ПК в среде Windows и даёт возможность получить доступ к необходимому программному обеспечению и Интернету. Благодаря речевому синтезатору, через аудио-карту компьютера, информация с экрана считывается вслух, обеспечивая возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту. - Готовясь к лекциям, я активно использую компьютер (для создания документов, чтения художественной и научной литературы), пытаюсь этому научить и других слабовидящих людей. Интересуюсь различными новинками техники, которые могли бы помочь инвалидам по зрению. Например, недавно появились плееры с синтезаторами речи, таким устройством я пользуюсь при подготовке к занятиям: создаю документы в текстовом редакторе, записываю на плеер, который потом мне их зачитывает. Сейчас появилась в Интернете библиотека с аудиокнигами, на сайте нужно всего лишь зарегистрироваться и читать литературу по своему желанию. Существует также специальный прибор, читающий книги, вы просто подставляете ему книгу, и он зачитывает её. В вузе со мной на курсе учился студент, который недавно разработал свою программу навигации, сегодня я её внедряю. Специальный навигатор позволяет работать в пешеходном и автомобильном режиме, управляется он голосом. Можно, скажем, задать маршрут, и он поведёт тебя, если маршрут меняется, прибор подстраивается под человека. Есть возможность задать свободный путь и слушать о встречающихся на пути достопримечательностях. Удобен такой прибор для ориентирования слабовидящих в Санкт-Петербурге, причём, прибор даже подсказывает схему метро. Такая навигация уже есть на некоторых мобильных устройствах. Я убежден, что информировать и приучать слабовидящих людей ко всем этим новинкам необходимо, это, конечно, не панацея, но хорошая помощь. Желающих учиться на курсах много, но, как замечает Виктор Петрович, нужно помнить, что процесс этот - двусторонний: преподаватель объясняет, но ученик тоже должен прикладывать усилия. Большинство слушателей курсов учатся достаточно успешно, всё зависит от самого человека. Естественно, на занятиях у преподавателя есть контрольные вопросы, но идея состоит в том, чтобы после курсов человек смог самостоятельно работать с компьютером. Виктор Седов смог не только реализовать себя на профессиональном поприще, но и стать счастливым семьянином, с женой они вместе ещё со студенческих лет, а четыре года назад судьба подарила им дочь Лизу. - В нашей семье даже Лиза разбирается в компьютерной терминологии, так как мы с женой много времени проводим за работой дома. С удовольствием общается по скайпу с родными. И конечно, как все дети, любит, когда ей читают сказки. Стараемся как можно чаще выбираться всей семьей куда-нибудь: летом к морю, а недавно были в дельфинарии. Как-то Лиза пришла из садика и объявила: мы живём неправильно. А как же правильно? Оказывается, нужно жить всём вместе, с дедушкой и бабушкой, любит она их, скучает. Я с детства практически незрячий, но так как вырос в Советском Союзе, это мне дало возможность учиться в школе, поступить в вуз. Не было проблем с проживанием в студенческом общежитии, в общении со сверстниками, с девушками. Относились ко мне так же, как и к другим студентам. Правда, при устройстве на работу в одном из учебных заведений нашего города услышал о себе фразу: зачем нам такой преподаватель, он же распугает всех студентов. В жизни бывает всякое, я отношусь к этому спокойно: это не мои проблемы, а тех, кто так думает и говорит. Есть люди недовольные по жизни, они считают, что им все что-то должны, а у людей, которые могут что-то сами дать, всё складывается.

Читайте также