ГУБЕРНАТОР - О РАБОТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕГИОНА

Публикуем отчёт губернатора Ленинградской области Александра ДРОЗДЕНКО перед депутатами Законодательного собрания о результатах деятельности правительства региона за 2014 год.

(Начало в №№ 50, 51, 52, 54)

Здравоохранение

Мы также должны с вами понимать, что вопросы социальной сферы актуальны сегодня как никогда.

Я решил больше внимания сегодня уделить здравоохранению Ленинградской области - на мой взгляд, самой проблемной отрасли социальной сферы Ленинградской области.

У нас есть определенные успехи. Они связаны и с внедрением высокотехнологической медицинской помощи, и с созданием межрегиональных больничных центров во Всеволожске, Тихвине и Гатчине, что ведет к снижению смертности от сердечнососудистых заболеваний. Причем в сосудистых центрах, которые мы открываем, летальность в 2 раза ниже, чем в обычных отделениях центральных районных больниц. Также в 2014 году открыто 12 травмопунктов второго уровня (в дополнение к уже действующим двум) - с противошоковыми операционными, которые, кстати, позволили добиться очень хорошего результата по оказанию помощи пострадавшим в ДТП, при условии, что пациент доставлен именно в эти центры.

Мы также стали применять санавиацию для эвакуации и доставки особо тяжелых больных в лечебные учреждения Ленинградской области и Санкт-Петербург. И в этом году мы обязательно должны продолжить эти мероприятия.

Также в этом году мы должны завершить конкурсные процедуры и подписать необходимые договоры на оказание специализированной помощи нашим детям, особенно для проведения операций. На эти цели - спасибо вам, уважаемые депутаты, - дополнительно выделено еще 40 миллионов рублей.

Но у нас остаются системные проблемные вопросы, которые переходят из года в год. И одна из проблем в том, что в успешной Ленинградской области высокая смертность населения. Особенное опасение вызывает высокая смертность от заболеваний, которые считаются социальными, и, как правило, характерны для неблагополучных регионов, регионов с низким уровнем бюджетной обеспеченности или для стран третьего мира. Это заболевания и смертельные случаи из-за туберкулеза, гепатита С, желудочно-кишечных заболеваний и других социальных заболеваний. Также высока смертность от онкологических заболеваний. И в 2014 году отмечается рост детской смертности.

Да, врачи мне могут возразить, что изменилась статистика подсчета детской смертности, что сегодня в нее включаются недоношенные дети от 500 грамм. Но это нас не красит - рост превышает средние показатели по Российской Федерации и Северо-Западному федеральному округу. Это значит, что в ближайшие 3 года надо обратить особое внимание на решение системных проблем здравоохранения.

У нас намечены определенные задачи.

Я начну с капитальных вложений - это большие деньги, но мы их подтвердили в бюджете на ближайшие 3 года и в перспективе на 5 лет. Прежде всего, это строительство Перинатального центра совместно с “Ростехнологиями” в Гатчине, которое позволит нам на ранней стадии оказывать помощь и поддержку в том числе в виде родовспоможения, женщинам с патологиями беременности, поскольку, к сожалению, сегодня количество таких женщин растет и уже превышает 60%.

Это строительство детской областной клинической больницы в Сертолово. Мы прекрасно понимаем, что не от хорошей жизни идем на поклон к федеральным клиническим больницам, к городским клиническим больницам, чтобы они проводили операции для наших детей. У нас нет возможности, нет помещений - в здании 1876 года постройки рядом с тюрьмой - чтобы делать современные операции и ставить современное оборудование.

Нам необходим детский хоспис - это тоже государственная задача, чтобы дети в тяжелом состоянии и их родители имели возможность хотя бы кратковременного пребывания в этом хосписе для того, чтобы в рамках гуманитарной лечебной поддержки мы оказали помощь этим детям. И такой хоспис, я надеюсь, в этом году мы откроем в Лисьем Носу.

Мы должны в этом году начать проектирование для того, чтобы в 2016 году начать строить областной онкологический центр. Это задача, которая будет являться важнейшей в комитете по здравоохранению и комитете по строительству.

Отмечается рост заболеваний по онкологии, и в тоже время у нас нет единого централизованного онкологического центра. Есть онкологический диспансер, отделение в областной клинической больнице и отдельно химиотерапия, которое в этом году, я надеюсь, мы введем в новом здании в Кузьмолово.

Мы не добьемся качественных изменений, если не вложим капитальные бюджетные деньги в эту проблему. Но не только деньги и покупка оборудования решают проблему.

Мы должны сегодня добиться поставленной задачи по обеспечению первичной медицинской помощи и, прежде всего, в небольших населенных пунктах Ленинградской области - через строительство фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий и поликлиник.

Я еще раз повторяю для (Сергея Валентиновича) Вылегжанина и для (Виталия Витальевича) Жданова: перейдите на типовые проекты, откажитесь от ФАПов в небольших населенных пунктах, где фельдшерско-акушерские пункты должны быть с квартирами, пусть врач туда приезжает. Мы должны решить эту проблему за 2 года.

Диспансеризация населения - это тоже важная задача, так как многие заболевания ведут к летальному исходу, потому что часто болезни запущены, не обнаруживаются на ранней стадии - ни легочные заболевания, ни онкологические заболевания, ни социальные заболевания. Массовая диспансеризация населения, совместная работа с муниципальными образованиями, общественными организациями, предприятиями - это залог того, что мы будем снижать показатель смертности населения.

Обязательно необходимо сохранить индексацию цен на бесплатное льготное предоставление лекарств.

Я последний раз допустил такую ситуацию по обеспечению льготными бесплатными лекарствами в начале года именно потому, что (Сергей Валентинович) Вылегжанин - недавно назначен председателем комитета.

Я не раз говорил в течение 2014 года: проводите конкурсы в декабре, когда уже известны параметры бюджета 2015 года. Если нужно юридическое решение, ответственность Губернатора, я подпишу этот документ. Как всегда: прошли праздники, начали проводить конкурсы, а в это время люди, которым нужны лекарства, особенно обезболивающие, не могли их получить.

Мы должны перестать быть чиновниками, должны стать людьми - такими же, как любой другой житель Ленинградской области - и на себе проверять, как решаются существующие в регионе проблемы - и в коммунальном хозяйстве, и в здравоохранении, и в социальной сфере, и во многом другом.

Поэтому прошу контрольное управление проверить “Ленфарм” по итогам работы за квартал.

Соцзащита

Социальная защита населения - мы добились значительных успехов в этой программе. И самое главное, что мы с вами, уважаемые депутаты, подтвердили стопроцентную реализацию этой программы в 2015 году, даже индексацию этой программы.

Тем не менее, у нас есть проблемные вопросы и, прежде всего, законодательное закрепление ежегодной индексации социальных выплат семьям с детьми, ветеранам труда, сельским специалистам; предоставление приемным семьям, воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей, мер социальной поддержки, аналогичной той, которую мы предоставляем многодетным семьям, за исключением материнского капитала; повышение социальной защищенности семей, в которых одновременно родилось трое и более детей - мы уже многое для этого сделали. Сегодня уже при рождении тройни семья получает не 100 тысяч, как ранее, а сразу 300 тысяч рублей, то есть по 100 за каждого ребенка, плюс единовременную выплату 3 млн. рублей. Но мы эту работу должны продолжить.

Необходимо обратить внимание на прожиточный минимум. Я предлагаю подготовить нормативный документ и с 1 мая этого года установить прожиточный минимум в Ленинградской области на уровне 10 тысяч 240 рублей согласно расчетам, которые для меня сделали специалисты наших комитетов.

Мы также должны уйти от очередей на получение социального обслуживания в государственных стационарных учреждениях в Ленинградской области. Это значит, что надо более смело передавать на аутсорсинг ряд социальных услуг и не бояться, что к нам придут коммерсанты, частники, индивидуальные предприниматели - и будут работать. В любом случае это обойдется в те же деньги для бюджета, и уверен, что еще и не проиграем в качестве.

Мы должны ставить перед собой задачу сохранения такой стационарной нормативной формы помощи, как психоневрологические интернаты, дома-интернаты для престарелых, а самое главное - продолжить работу и реализовывать программу по открытию геронтологических центров. Первый мы открываем в Глажево, на очереди - еще три - они должны быть в Ленинградской области для того, чтобы полностью закрыть потребность наших пожилых людей в этих услугах.

Образование

Я не хотел бы очень подробно останавливаться на системе образования Ленинградской области, потому что у нас сегодня один из лучших показателей по ЕГЭ. Мы выполняем все указы Президента в сфере образования и в том числе по заработной плате.

Мы вышли на нормативы по предоставлению современных условий для обучения в 2014 году, например, уже 1 компьютер приходится на 5 человек, а в 2012 году - был только 1 на 7; дистанционное обучение, иные формы современного обучения, ресурсные центры - это все сегодня внедрено и внедряется в образование Ленинградской области.

В этом году откроем в Ленинградской области мультицентр социальной и трудовой интеграции, основной задачей которого будут являться предоставление допуслуг - социальной поддержки и обучения определенным специальностям людям с ограниченными возможностями и инвалидам Ленинградской области. Это тоже очень серьезная задача.

Региональный банк данных детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, сократился почти на 18%.

Но у нас есть застарелые проблемы, которые мы впервые начнем решать в этом году. Прежде всего, это рассчитанная на 5 лет программа реновации старых школ.

Мы долго об этом говорили, сегодня эта программа особо нужна Ленинградской области, потому что у нас очень много школ, имеющих 100-летнюю и более историю, и сегодня устаревших морально и физически.

Программа реновации предлагает полное внутреннее и внешнее изменение школы, замену всех инженерных сетей, коммуникаций и оснащение школ. В этом году будут отремонтированы первые 13 объектов.

Мы должны завершить программу “Обеспечение доступности дошкольного образования”. Выполнение этой программы не вызывает у меня сомнений - кроме Всеволожского района, где сохраняется самая высокая очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет. И мы знаем, почему это произошло - по субъективным причинам: споры по выделению земельных участков, попытки получить под контроль освоение бюджетных средств (давайте называть вещи своими именами), и искусственное затягивание сроков представления по городу Всеволожску.

Мы, естественно, найдем выход из ситуации. Сегодня уже ведём переговоры. Например, компания “NCC” согласилась заменить проект поликлиники (потому что мы за свой счет строим поликлинику во Всеволожске) и на этом месте построить большой детский сад, который как раз закроет потребности детей в районе Румболова Гора - часть Романовки и других ближайших населенных пунктов Всеволожска.

Мы ведем переговоры еще с несколькими организациями по программе “Социальные объекты в обмен на налоги”. Уважаемые коллеги, на примере Всеволожска хочу подсказать: давайте не создавать друг другу проблемы. Мы с вами обречены на сотрудничество, мы с вами обречены на решение совместных задач. Я не разделяю Ленинградскую область на Правительство, муниципальные образования первого, второго уровня, - мы одна команда - и наши достижения - это достижения общие, это достижения команды.

Но не хотелось, чтобы мы еще жили по поговорке, когда “У победы много отцов, поражение - сирота”. Отвечать будем все.

Должна быть ликвидирована двухсменка в школах, разработан план мероприятий. Он рассчитан на 5 лет. Конечно, это потребует создания дополнительно почти три тысяч новых школьных мест, но мы к этому готовы.

Культура

И если речь идет о культуре Ленинградской области, упоминаем не столько наши достижения, сколько проблемы, и вспоминаем, прежде всего, памятники регионального, местного, федерального значения, хотя это не совсем правильно.

Прошедший год был объявлен “Годом культуры” в Российской Федерации. И, по оценке Министерства культуры Российской Федерации, Ленинградская область вошла в 20-ку лучших субъектов по целому ряду показателей.

Тем не менее, охрана памятников, реставрация остается нашим приоритетом. Мы впервые добились того, что федеральный бюджет подтвердил выделение финансирования, уже первые деньги выделены на реставрацию исторической части города Выборга, Выборгского замка и ряда других знаковых объектов.

Сегодня наша главная задача - это совместно с подрядчиками, которые на конкурсной основе отобраны Российской Федерацией, провести работы по проектированию и прохождению экспертизы и в 2016 году начать реставрационные работы.

Мы должны провести с вами объективный анализ статуса памятников Ленинградской области регионального, местного значения и, может быть, даже пойти на непопулярные меры - снять с некоторых объектов официальный статус - если вместо памятника у нас осталась только территория, на которой нет ничего, даже вековых деревьев. И тем не менее, мы в угоду определенным общественным организациям, а иногда заинтересованным физическим лицам, пытаемся эти статусы узаконить.

В то же время мы должны с вами посмотреть на знаковые объекты культуры, которые являются символами Ленинградской области, предпринять все меры по передаче их в областную, либо в муниципальную собственность для того, чтобы у нас была возможность их финансировать. Это и Копорская крепость, и усадьба в Тайцах, и многие другие памятники - перечисление их заняло бы, наверное, еще достаточно длительный промежуток времени.

Я хотел бы, чтобы мы обратили внимание на программу “Ремонты домов культуры” и “Ремонты библиотек на селе”. При этом я хотел бы, чтобы комитет по культуре немного изменил свое мышление и мировоззрение, - не надо уже работать по старой схеме, когда библиотека - это сидящий библиотекарь и стопки старых книг.

Библиотека должна стать информационным центром, где должны применяться суперсовременные технологии: виртуальные музеи, виртуальные книги, научно-популярное документальное кино и многое-многое другое.

Сделайте программу - предъявите необходимые ресурсы, я уверен, что совместно с депутатским корпусом мы такую программу поддержим, а просто содержать библиотеку или дом культуры при старых методах работы - это путь в никуда. И не зря наша молодежь зачастую говорит о том, что ей некуда пойти отдыхать при наличии и библиотеки, и дома культуры на селе.

Читайте также