ГОСТЕВОЙ ДОМ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Сегодня в отечественном сельском туризме сложилась любопытная ситуация. Как известно, один из главных "сопроводительных компонентов" данного путешествий - это гостевой дом: место, где размещают туристов. Организовать рентабельный бизнес без него невозможно - какой же смысл приглашать людей на свою ферму/подворье/турбазу только на один день? Беда в том, что в российском законодательстве чёткого понятия "сельский туризм", а также "гостевой дом" не существует. Получается, он как бы есть, но его нет...

Внутренний туризм в России всё активнее проникает на сельские территории как одно из направлений альтернативной занятости. Если фермерское хозяйство "дополнить" предложением посетить подворье, услышать и увидеть фольклорное творчество, отведать качественный натурпродукт (диапазон услуг может быть достаточно широк) – рентабельность и стабильный доход обеспечены.

К тому же многие искушённые заграничными путешествиями туристы однажды вспоминают, что далеко не всё видели и в России. Слова Юрия Антонова "а мне милей всего места родные" начинают звучать в душе. Сельский туризм становится по-настоящему востребованным, спрос на отдых в деревне возрастает. Виза на него не требуется, климат менять особо не приходится, и кошелёк "худеет" не так, как за кордоном. Казалось бы, что ещё нужно для успешного развития и процветания?

Как объясняют сами аграрии, ввиду размытости понятий "сельский туризм" и "гостевой дом" нет и государственных программ по этому направлению предпринимательской деятельности. По словам председателя движения сельских женщин в Ленинградской области по Выборгскому району, председателя некоммерческого партнёрства по поддержке фермеров Выборгского района, члена регионального совета Российского Союза сельской молодёжи Марины АЛЬЦАГИРОВОЙ, этот правовой недосмотр является сегодня корнем всех остальных трудностей и проблем. А их, к слову говоря, немало: сложности в оформлении документов на землю и строения на ней, препоны в получении субсидий и кредитов, зачастую плачевное состояние необходимой инфраструктуры, низкий уровень сервиса и, как следствие, нежелание хозяев вести прозрачный бизнес…

Добавьте к этому отсутствие эффективной рекламы, продвижения и популяризации агротуризма и, в частности, единого специализированного туроператора, который представлял бы интересы сельских предпринимателей.

- Вот уже три года, как я езжу на всевозможные семинары, выставки и прочие встречи, посвящённые сельскому туризму. В наших руках одно из перспективных направлений развития сельских территорий, его значение трудно переоценить! Здесь и создание новых рабочих мест, и привлечение молодёжи – а значит, сохранение малых населённых пунктов. Это и поддержка семейных ценностей, народных традиций, создание более комфортных условий жизни в современной российской деревне. Сколько плюсов!

Но… опираясь на свой личный опыт, могу сказать: финансовая и методическая поддержка проектов в сфере агротуризма крайне необходима! Наше КФХ "Солнечное" было образовано достаточно давно, мы начинали с молочного животноводства. А сейчас дополнительно можем принимать туристов и проводить различные развлекательные программы для детей и взрослых на "Ферме Радости". Но государственной помощи в правовом поле очень не хватает.

- Как же вы выкручиваетесь?

- Сейчас гостевой дом по документам идёт как временное строение, которое предоставляется внаём – это законно. Но проблема в том, что земля сельских жителей – фермеров, крестьян - относится к категории сельхозназначения, где запрещено строительство капитальных домов.

Хочу отметить, что на уровне региональной власти понимание есть. Например, ещё прошлой зимой в Петербурге мне довелось присутствовать на заседании комиссии по сельскому хозяйству областной Общественной палаты. На нём рассматривались вопросы состояния и развития агротуризма в нашей области. Среди участников были депутаты ЗакС, общественные организации, собственники и представители предприятий, предоставляющих услуги сельского туризма и гостевые дома.

Мне понравилось то, что главными вопросами были консолидация всех заинтересованных, необходимость появления областной государственной программы развития сельского туризма, снижения налогового бремени. Отдельные предложения были настолько в тему! Например, разработка агротуристической торговой марки продуктов питания, производимых в Ленинградской области.

- Теперь бы ещё и на федеральном уровне достичь такого понимания…

- Недавно я побывала в Госдуме на встрече, посвященной нормативной и правовой базе сельского туризма. Её вела депутат Государственной Думы, член комитета по аграрным вопросам, представитель движения сельских женщин России Светлана Максимова. Я рада тому, что за дело взялась женщина, которая изначально вышла из сельской среды (у нее было птичье подворье), и надеюсь, что дело сдвинется
.

Читайте также