ЭТИ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ ВЕРОНЦЫ
Спектакль по одной из ранних пьес Шекспира поставил на сцене выборгского театра “Святая крепость” известный режиссёр, заслуженный деятель искусств России Борис ГОЛУБИЦКИЙ.
- Борис Наумович, чем вам приглянулась комедия “Два веронца”?
- На мой взгляд, театру, уже имеющему в своем репертуаре веронцев (“Ромео и Джульетта”), иметь ещё двух было бы интересно. По-моему, эти пьесы в какой-то мере продолжают и дополняют друг друга. Посмотреть на Верону, Италию, на Шекспира с разных сторон было увлекательным и для театра, и для меня, и для актеров, надеюсь, - и для зрителей.
- Почему именно наш театр вы выбрали для этой работы?
- Можно сказать, что театр выбрал меня, а не я его. Около полувека мы знакомы с заслуженным деятелем искусств России Юрием ЛАБЕЦКИМ: он учился в школе, где я вёл драматическую студию, с которой, собственно, и началась его творческая карьера. Школа находилась позади Мариинского театра, на Крюковом канале. К сожалению, здания этого уже нет, сегодня там разместился новый корпус Мариинки. Но там мы начинали, и тогда наш спектакль “Обыкновенное чудо” по пьесе Шварца наделал много шума (Юрий Евгеньевич играл в нём Медведя). С тех пор мы дружим. Кстати, многие выходцы той школьной студии стали профессиональными актёрами и режиссёрами.
До работы над “Двумя веронцами” я не был лично знаком с выборгской труппой, но спектакли этого коллектива видел.
Надо сказать, что Шекспир - это такой драматург, который испытывает актёров на прочность. Честно говоря, Шекспира я считаю молодым автором: даже если персонаж в годах, всё равно нужно играть его как молодого человека, потому что там бьёт такая мощная внутренняя сила, я бы сравнил её с шаровой молнией, которая готова взорваться в любом месте в любую минуту. И это очень воодушевляет актёров.
В нашем спектакле заняты маститые актёры театра: Николай УСТИНОВ-ЛЕЩИНСКИЙ, Евгений НИКИТИН, Максим ГЛАДКОВ, но много и молодых, есть даже дебютанка - Дарья ВЕРШИНИНА. Все работали интенсивно и содержательно, по 7-8 часов в день.
- Продолжается ли ваша педагогическая деятельность в Санкт-Петербургской театральной Академии?
- Я выпустил уже три курса в Академии, работал и в других театральных учебных заведениях, а сейчас я - председатель государственной аттестационной комиссии в Академии по режиссуре.
- В основном, вы ставите классику, а приходилось ли обращаться к современным авторам? Есть ли сегодня интересные драматурги?
- На мой взгляд, сегодня с хорошими авторами затруднительно, потому что как-то так жизнь театра повернулась, что современные авторы предпочитают теневую сторону жизни и отражают её в тех формах, которые для меня неприемлемы. Я имею в виду лексику, ситуации и способы их отражения, поэтому четверть века назад ушёл в классику и, честно говоря, хорошо там себя чувствую. Сейчас классику ставят, но переиначивают её: переодевают героев в современные одежды, переносят место действия, скажем, из замка в современный офис, и Гамлет уже не принц Датский, а какой-то клерк!.. На мой взгляд, все это от лукавого: переодеть актёров несложно, а вот сохранить эпоху, текст, подлинность жизни и ситуаций - куда более трудная задача. Но тем не менее, считаю, что режиссёр обязательно должен ставить современные спектакли, в моей практике были пьесы английских, американских, немецких, болгарских и российских современных драматургов. Последнее годы моя жизнь связана с Иваном Тургеневым, я поставил более десяти спектаклей по его произведениям в России и за рубежом. Ещё люблю Островского (более 20 спектаклей), Гоголя…
После нашего разговора Борис Голубицкий возвращается в зал: ему всегда интересна реакция зрителя, а в данном случае особенно: “Два веронца” - не самая известная шекспировская пьеса, хотя представители старшего поколения могут вспомнить спектакль ленинградского телевидения с Олегом Далем и Юрием Каморным в главных ролях, а также с Михаилом Даниловым и Георгием Штилем в ролях их верных слуг.
О чем спектакль Голубицкого? Конечно, о вечном - о любви и дружбе, о предательстве и верности, о преданности и умении прощать. Серьезное соседствует со смешным, забавным, уморительным. Нельзя не отметить прекрасную работу художника (замечательные декорации и яркие, выразительные костюмы). В роли своеобразного гида по пьесе - заслуженный артист России, блистательный Николай Устинов-Лещинский:
- У меня необычная роль - “лицо от театра”, кстати, у Шекспира её нет. Эти так называемые вкрапления придуманы когда-то сценаристом Николаем Эрдманом. Работу с Борисом Голубицким могу назвать тернистой, над текстом моего героя пришлось потрудиться не одну ночь. Борис Наумович – из старой академической школы режиссёров, соблюдает дистанцию, лишний раз не похвалит, не подбодрит, а у нас ведь маленький театр, мы здесь все как одна семья. Особой теплоты от него не исходило, но работа была хорошая, плодотворная …
Исполнительница одной из главных ролей, выпускница нижегородского театрального училища Дарья Вершинина:
- Это моя первая большая роль в этом театре, это первый мой Шекспир! Переживала, боялась, но Борис Наумович здорово помог: мы много беседовали, в том числе и о том, что такое Шекспир. Для меня – это буря эмоций, яркие краски, резкие переключения. Свою героиню понимаю еще и потому, что вынужденная разлука для меня не пустой звук: я живу и работаю в Выборге, а мой молодой человек учится в Санкт-Петербурге. Все переживания по поводу нашего совместного будущего меня, как и Джулию, мучают, невольно задаюсь вопросом: а смогла бы я простить предательство?..
По окончании училища у меня были различные варианты. Выборг я выбрала, потому что наслышана о замечательном художественном руководителе, режиссёре, педагоге – Юрии Евгеньевиче Лабецком. “Святая крепость” - это дружный коллектив, который меня хорошо принял (работаю здесь всего год). Старшие актёры советуют, помогают, и мне это необходимо, я учусь у них. Работая над спектаклем, сдружилась со Светланой БАЕВОЙ, она для меня как мама…
Пока молодые герои спектакля погружаются в пучину любовных страстей, на сцене - “старая гвардия”: весёлые, ироничные и очень добрые Ланс (слуга одного из веронцев) - Евгений Никитин и его преданный друг, пёс по кличке Крэб - Максим Гладков. Небольшие эпизодические роли наших любимых актёров стали ярким моментом спектакля. Выше всяческих похвал Максим Гладков, который в роли пса покоряет публику одним своим лукавым взглядом. А Евгений Никитин ведёт свою партию очень точно, выразительно и безумно смешно.
Заслуженный артист России Евгений Никитин:
- Замечательно себя чувствую в этой роли. Эпизоды с его появлением оттеняют основную тему спектакля. Любовь – это всегда лирика, это неизбежные страдания, переживания, а когда на сцену выходят слуги, всем становится весело, смешно… На мой взгляд, это уравновешивает спектакль. Честно признаться, пьеса мне не очень нравится, у Шекспира и без того много хороших произведений. “Два веронца” я бы поставил в конец списка. Но я совершенно не жалею, что этот спектакль у нас поставлен, зрители его хорошо восприняли. Радует, что молодые актёры работают на достойном уровне.
А вот что говорят зрители, побывавшие на премьере.
Вячеслав МИТИН:
- Сегодня многие режиссёры осовременивают классику, но мне интересно смотреть или пьесу в ее первоначальном, авторском замысле, или современную драматургию. “Святая крепость” - это замечательные актёры с искренней игрой и частые сюрпризы для зрителей, они постоянно придумывают что-то новое. Выборгу повезло с таким театром!
Людмила МИТИНА:
- Большой театрал в нашей семье – старший внук, старается увидеть все премьеры. Я не читала эту раннюю комедию Шекспира, но посмотрела с удовольствием. Не удивлена введением современных реплик, это сегодня популярно, это нравится зрителям.
Напомним, что в нынешнем году “Святой крепости” исполнилось 33 года: в марте 1982-го зритель увидел первый спектакль – “Подарок из Кошице”. Премьера состоялась на сцене Дворца культуры, поскольку своего дома у театра тогда ещё не было. А за последние два года в театре несколько премьер: “Бесконечный апрель”, “А поутру они проснулись”, “Тестостерон”, “Оркестр”, “В тени виноградника”, “Киты из августа”, “Карл и Анна”, “Два веронца”. Но и это ещё не всё: буквально на днях Юрий Лабецкий приступает к новой работе – “Мой бедный Марат” (по пьесе Алексея Арбузова). Что касается планов на ближайший год, то вновь ожидается творческое сотрудничество труппы с режиссёром Георгием ЦНОБИЛАДЗЕ (“Тестостерон”, “А поутру они проснулись”), которому Юрий Лабецкий предложил поставить на выборгской сцене ещё один спектакль - “Ханума” по пьесе Константинова и Рацера. Премьеры ожидают и юных любителей театра – пробуют себя в роли режиссёров молодые актёры Антон КОСОЛАПОВ (пьеса “Кошка в сапожках”) и Владимир ПАВЛУХИН (“Путешествие на Марс”).
- Борис Наумович, чем вам приглянулась комедия “Два веронца”?
- На мой взгляд, театру, уже имеющему в своем репертуаре веронцев (“Ромео и Джульетта”), иметь ещё двух было бы интересно. По-моему, эти пьесы в какой-то мере продолжают и дополняют друг друга. Посмотреть на Верону, Италию, на Шекспира с разных сторон было увлекательным и для театра, и для меня, и для актеров, надеюсь, - и для зрителей.
- Почему именно наш театр вы выбрали для этой работы?
- Можно сказать, что театр выбрал меня, а не я его. Около полувека мы знакомы с заслуженным деятелем искусств России Юрием ЛАБЕЦКИМ: он учился в школе, где я вёл драматическую студию, с которой, собственно, и началась его творческая карьера. Школа находилась позади Мариинского театра, на Крюковом канале. К сожалению, здания этого уже нет, сегодня там разместился новый корпус Мариинки. Но там мы начинали, и тогда наш спектакль “Обыкновенное чудо” по пьесе Шварца наделал много шума (Юрий Евгеньевич играл в нём Медведя). С тех пор мы дружим. Кстати, многие выходцы той школьной студии стали профессиональными актёрами и режиссёрами.
До работы над “Двумя веронцами” я не был лично знаком с выборгской труппой, но спектакли этого коллектива видел.
Надо сказать, что Шекспир - это такой драматург, который испытывает актёров на прочность. Честно говоря, Шекспира я считаю молодым автором: даже если персонаж в годах, всё равно нужно играть его как молодого человека, потому что там бьёт такая мощная внутренняя сила, я бы сравнил её с шаровой молнией, которая готова взорваться в любом месте в любую минуту. И это очень воодушевляет актёров.
В нашем спектакле заняты маститые актёры театра: Николай УСТИНОВ-ЛЕЩИНСКИЙ, Евгений НИКИТИН, Максим ГЛАДКОВ, но много и молодых, есть даже дебютанка - Дарья ВЕРШИНИНА. Все работали интенсивно и содержательно, по 7-8 часов в день.
- Продолжается ли ваша педагогическая деятельность в Санкт-Петербургской театральной Академии?
- Я выпустил уже три курса в Академии, работал и в других театральных учебных заведениях, а сейчас я - председатель государственной аттестационной комиссии в Академии по режиссуре.
- В основном, вы ставите классику, а приходилось ли обращаться к современным авторам? Есть ли сегодня интересные драматурги?
- На мой взгляд, сегодня с хорошими авторами затруднительно, потому что как-то так жизнь театра повернулась, что современные авторы предпочитают теневую сторону жизни и отражают её в тех формах, которые для меня неприемлемы. Я имею в виду лексику, ситуации и способы их отражения, поэтому четверть века назад ушёл в классику и, честно говоря, хорошо там себя чувствую. Сейчас классику ставят, но переиначивают её: переодевают героев в современные одежды, переносят место действия, скажем, из замка в современный офис, и Гамлет уже не принц Датский, а какой-то клерк!.. На мой взгляд, все это от лукавого: переодеть актёров несложно, а вот сохранить эпоху, текст, подлинность жизни и ситуаций - куда более трудная задача. Но тем не менее, считаю, что режиссёр обязательно должен ставить современные спектакли, в моей практике были пьесы английских, американских, немецких, болгарских и российских современных драматургов. Последнее годы моя жизнь связана с Иваном Тургеневым, я поставил более десяти спектаклей по его произведениям в России и за рубежом. Ещё люблю Островского (более 20 спектаклей), Гоголя…
После нашего разговора Борис Голубицкий возвращается в зал: ему всегда интересна реакция зрителя, а в данном случае особенно: “Два веронца” - не самая известная шекспировская пьеса, хотя представители старшего поколения могут вспомнить спектакль ленинградского телевидения с Олегом Далем и Юрием Каморным в главных ролях, а также с Михаилом Даниловым и Георгием Штилем в ролях их верных слуг.
О чем спектакль Голубицкого? Конечно, о вечном - о любви и дружбе, о предательстве и верности, о преданности и умении прощать. Серьезное соседствует со смешным, забавным, уморительным. Нельзя не отметить прекрасную работу художника (замечательные декорации и яркие, выразительные костюмы). В роли своеобразного гида по пьесе - заслуженный артист России, блистательный Николай Устинов-Лещинский:
- У меня необычная роль - “лицо от театра”, кстати, у Шекспира её нет. Эти так называемые вкрапления придуманы когда-то сценаристом Николаем Эрдманом. Работу с Борисом Голубицким могу назвать тернистой, над текстом моего героя пришлось потрудиться не одну ночь. Борис Наумович – из старой академической школы режиссёров, соблюдает дистанцию, лишний раз не похвалит, не подбодрит, а у нас ведь маленький театр, мы здесь все как одна семья. Особой теплоты от него не исходило, но работа была хорошая, плодотворная …
Исполнительница одной из главных ролей, выпускница нижегородского театрального училища Дарья Вершинина:
- Это моя первая большая роль в этом театре, это первый мой Шекспир! Переживала, боялась, но Борис Наумович здорово помог: мы много беседовали, в том числе и о том, что такое Шекспир. Для меня – это буря эмоций, яркие краски, резкие переключения. Свою героиню понимаю еще и потому, что вынужденная разлука для меня не пустой звук: я живу и работаю в Выборге, а мой молодой человек учится в Санкт-Петербурге. Все переживания по поводу нашего совместного будущего меня, как и Джулию, мучают, невольно задаюсь вопросом: а смогла бы я простить предательство?..
По окончании училища у меня были различные варианты. Выборг я выбрала, потому что наслышана о замечательном художественном руководителе, режиссёре, педагоге – Юрии Евгеньевиче Лабецком. “Святая крепость” - это дружный коллектив, который меня хорошо принял (работаю здесь всего год). Старшие актёры советуют, помогают, и мне это необходимо, я учусь у них. Работая над спектаклем, сдружилась со Светланой БАЕВОЙ, она для меня как мама…
Пока молодые герои спектакля погружаются в пучину любовных страстей, на сцене - “старая гвардия”: весёлые, ироничные и очень добрые Ланс (слуга одного из веронцев) - Евгений Никитин и его преданный друг, пёс по кличке Крэб - Максим Гладков. Небольшие эпизодические роли наших любимых актёров стали ярким моментом спектакля. Выше всяческих похвал Максим Гладков, который в роли пса покоряет публику одним своим лукавым взглядом. А Евгений Никитин ведёт свою партию очень точно, выразительно и безумно смешно.
Заслуженный артист России Евгений Никитин:
- Замечательно себя чувствую в этой роли. Эпизоды с его появлением оттеняют основную тему спектакля. Любовь – это всегда лирика, это неизбежные страдания, переживания, а когда на сцену выходят слуги, всем становится весело, смешно… На мой взгляд, это уравновешивает спектакль. Честно признаться, пьеса мне не очень нравится, у Шекспира и без того много хороших произведений. “Два веронца” я бы поставил в конец списка. Но я совершенно не жалею, что этот спектакль у нас поставлен, зрители его хорошо восприняли. Радует, что молодые актёры работают на достойном уровне.
А вот что говорят зрители, побывавшие на премьере.
Вячеслав МИТИН:
- Сегодня многие режиссёры осовременивают классику, но мне интересно смотреть или пьесу в ее первоначальном, авторском замысле, или современную драматургию. “Святая крепость” - это замечательные актёры с искренней игрой и частые сюрпризы для зрителей, они постоянно придумывают что-то новое. Выборгу повезло с таким театром!
Людмила МИТИНА:
- Большой театрал в нашей семье – старший внук, старается увидеть все премьеры. Я не читала эту раннюю комедию Шекспира, но посмотрела с удовольствием. Не удивлена введением современных реплик, это сегодня популярно, это нравится зрителям.
Напомним, что в нынешнем году “Святой крепости” исполнилось 33 года: в марте 1982-го зритель увидел первый спектакль – “Подарок из Кошице”. Премьера состоялась на сцене Дворца культуры, поскольку своего дома у театра тогда ещё не было. А за последние два года в театре несколько премьер: “Бесконечный апрель”, “А поутру они проснулись”, “Тестостерон”, “Оркестр”, “В тени виноградника”, “Киты из августа”, “Карл и Анна”, “Два веронца”. Но и это ещё не всё: буквально на днях Юрий Лабецкий приступает к новой работе – “Мой бедный Марат” (по пьесе Алексея Арбузова). Что касается планов на ближайший год, то вновь ожидается творческое сотрудничество труппы с режиссёром Георгием ЦНОБИЛАДЗЕ (“Тестостерон”, “А поутру они проснулись”), которому Юрий Лабецкий предложил поставить на выборгской сцене ещё один спектакль - “Ханума” по пьесе Константинова и Рацера. Премьеры ожидают и юных любителей театра – пробуют себя в роли режиссёров молодые актёры Антон КОСОЛАПОВ (пьеса “Кошка в сапожках”) и Владимир ПАВЛУХИН (“Путешествие на Марс”).
Читайте также
-
Главная задача оперштаба Ленобласти – безаварийное прохождение праздничного периода
-
Антимонопольщики предупредили ретейлеров о недопустимости роста цен в предновогоднее время
-
В Выборге проходит турнир по боксу памяти основателя «Фаворита»
-
Ильичево Выборгского района избавили от задымления
-
Надежда, Рябиновый полуостров, Селезнево – новые названия железнодорожных остановок
-
В Приморске Выборгского района задержали мужчину, который поджег детские коляски