ЭХО ЗИМНЕЙ ВОЙНЫ

ЭХО ЗИМНЕЙ ВОЙНЫ
795
ЭХО ЗИМНЕЙ ВОЙНЫ
Почти 75 лет минуло с начала Зимней войны. 30 ноября 1939 года советские войска начали наступательную операцию, результатом которой должно было стать отдаление государственной границы от Северной столицы. Цель была достигнута, но какой ценой? Людские потери Красной Армии измерялись полутора сотнями тысяч солдат; не каждое имя сохранилось в памяти и граните...

Нынешним летом при ремонте дороги в посёлке Пальцево дорожники экскаватором вскрыли братскую могилу. Как удалось выяснить поисковикам, красноармейцы 51 стрелковой дивизии погибли при сражении 8-11 марта 1940-го - за несколько дней до официального окончания войны.

Местный фермер Сергей САВИН, на границе владений которого и было обнаружено захоронение, изучает военную историю здешних мест с тех пор, как поселился в этих местах четверть века назад. Говорит: эти неприкаянные души мелькают тенями за его окнами. Как человек творческий, с развитым воображением, глубоко чтящий память о героических событиях, он почти сроднился с ними.

Усадьба Сергея расположена на бывшем финском хуторе. Где теперь гараж, был скотный двор. За время строительства здесь находили наган, развороченный взрывом, пять сапёрных лопаток (видимо, наши окапывались, предполагает он), гранаты, неразорвавшиеся миномётные снаряды - множество артефактов двух прошедших по этой земле войн. В 90-е годы в окрестных лесах местные жители находили много техники - подбитых танков, орудий. Находились и могилы финских солдат, родственники которых в середине 90-х вывезли останки в Финляндию. На том пригорке, где они были найдены, как раз и шла жёсткая оборона; затем финны отступили в район Ихантала (развилка дорог Выборг-Светогорск-Каменногорск) - на последний рубеж.

Старожилы рассказывали Сергею, что когда-то здесь стояла памятная стела. Куда делась - никто не помнит. Зато в последней найденной могиле оказалась жестяная звезда, некогда крашенная красной краской. Один из бойцов был в гробу, один - накрыт шинелью, правда, финской; это установили по пуговицам. Видимо, тяжелораненого бойца укутали трофеем. Поисковики определили, что это были воины в возрасте, скорее всего, резервисты; молодых среди них - единицы. На ноге одного из бойцов необычная лангета - каркас из толстой проволоки для фиксации колена и стопы, обвитый для придания формы тонкой проволокой. У другого бойца - тоже характерная для полевой медицины тех времён конструкция. Рядом фрагмент погона, кусок поясного ремня, кожаное голенище сапога, бутылочка из-под медикаментов. Всё указывает на то, что этим людям была оказана первичная медицинская помощь, и их, видимо, перевозили в медсанбат, расположенный в паре километров в местечке Репола.

У товарища Сергея Савина, члена поискового отряда “Поиск” Сергея ШАРНЁВА есть переведённые документы с описанием хода боя, крупномасштабные подробные карты, по которым можно с большой долей достоверности реконструировать события 75-летней давности. Все эти документы обобщены в книге Ивана Сейдина “Линия Маннергейма и Красная Армия”, посвященной Зимней войне.

…В эти дни Красная Армия продолжала наступление в направлении Антреа (Каменногорск). 51 стрелковая дивизия вместе с 84-й действовала в первом эшелоне на правом фланге и наносила решающий удар в сторону южного берега озера Лююкюлянярви (Смирновское). После артподготовки удалось взять первую тыловую полосу в районе Манникала; на втором рубеже, в километре южнее станции Тали (Пальцево), наши полки были остановлены упорным сопротивлением противника. Действовать пришлось на уже подтопленных после закрытия затвора плотины на Сайменском канале территориях, практически по пояс в ледяной шуге…

Найденные красноармейцы будут захоронены с воинскими почестями на ближайшем мемориале "Петровка". В память о погибших за эту землю солдатах Сергей Савин поставил теперь уже свою стелу; когда-то это была солдатская пирамидка, поисковики оставили её у себя после переноса одного из маленьких захоронений в "Петровку". Сергей отчистил её от ржавчины, покрасил, закрепил пластину со своими стихами, навеянными последними событиями:

“Родина, где наши имена?
Мы слегли в бою за речкой Тали.
Скрыл нас снег, промёрзшая земля,
И домой вернёмся мы едва ли…”

Читайте также