День археолога по-выборгски
15 августа на постсоветском пространстве отмечается профессиональный День археолога. Праздник был установлен самими археологами и до сих пор не имеет за собой никакой юридической подоплеки. По одной из версий, родоначальником праздника является Владислав Иосифович Равдоникас, руководивший экспедицией в Старой Ладоге в 1930-х гг. Однажды, 15 августа, в экспедицию нагрянула инспекция и обнаружила, что студенты Ленинградского университета, да и сам профессор, мягко говоря, подшофе. Равдоникас невозмутимо заявил, что в этот день они отмечают профессиональный праздник, после чего разослал во все соседние экспедиции телеграммы следующего содержания: «Поздравляю с Днем археолога!». Телеграммы и по сей день хранятся в архиве Института истории материальной культуры в Петербурге.
Неоднозначное и порой парадоксальное отношение жителей Выборга к археологам и культурному наследию города отражают отчеты экспедиций, а также публикации в местной прессе разных лет. С одной стороны, археологов в экспедициях сопровождает веселая, порой разгульная жизнь, с другой стороны – тяжелая физическая работа на открытом воздухе в любую погоду. В этой статье мы предлагаем на примере столетней истории археологических исследований Выборга взглянуть на труд археолога изнутри, и проследить, как менялось отношение горожан к археологическим изысканиям в их городе.
Кольцо Агриколы
Архитектор Юхани Виисте в своей книге «Уютный старый Выборг» упоминает про строителей, которые первыми стали натыкаться на подарки культурного слоя Выборга. Сто лет назад особенно «денежными» оказались работы по прокладке городской канализации. При рытье траншей на улицах Выборгской, Новой заставы и Сторожевой башни рабочим попадалось множество серебряных и медных монет. Как правило, эти артефакты находили в слоях, богатых навозом, который в средние века широко использовался при строительстве. Как известно, деньги не пахнут.
Ревнитель выборгской старины Отто-Иивари Меурман записал любопытную городскую легенду о раскопках в Старом кафедральном соборе, проводившихся Юхани Ринне в начале XX в. Тогда на глубине двух метров было обнаружено захоронение мужчины, обернутого шелковой лентой. На одном из пальцев скелета находился большой перстень с драгоценными камнями. Городская молва связала находку с личностью легендарного епископа Микаэля Агриколы. Кольцо переходило из рук в руки, пока не очутилось в Петербурге. Предание гласит, что «кольцо Агриколы» приносило своим владельцам лишь несчастье, поэтому в один прекрасный день его закопали в том месте, где нашли.
Эстонцы в шортах
В 1965 г. на территории Выборгского замка работала экспедиция Госстроя Эстонской ССР под руководством Евгения Кальюнди. Одно из ярких впечатлений научного секретаря краеведческого музея Галины Всеволодовны Кляровской о руководителе экспедиции связано с его внешним видом – Кальюнди ходил по городу в коротких шортах. Видимо, шорты в то время были не в чести у мужской половины Выборга. Экспедиции удалось обнаружить подвалы, скрытые под насыпью замкового вала напротив Крепостного моста. Пять сводчатых помещений соединялись между собой коридором. Несколько дней археологическая экспедиция зарисовывала подвалы, составляла чертежи. А по вечерам выборгские школьники проникали через раскоп в подземелье, своды которого имели большие трещины. Во избежание несчастных случаев, начальник экспедиции принял решение забросать вход бревнами и засыпать подвалы землей до лучших времен. Вероятно, именно из уст упомянутых Кальюнди школьников еще недавно можно было услышать легенду о подземном ходе, который ведет от металлической двери в углу вала прямо к Комендантскому дому.
Как подводник каптеров победил
В августе 1982 г. на Подгорной улице экспедиция Вячеслава Альбертовича Тюленева проводила археологические раскопки на месте дома, в XVII веке принадлежавшего купцу Гроэлю. От дома к тому времени сохранились лишь подвалы. Трест «Союзбуммонтаж», отвечавший за строительство и ремонт объектов целлюлозо-бумажной промышленности, заказал проведение археологических изысканий перед началом строительных работ.
Часовой на раскопе подвала дома Гроэля, 1982 г.
Фотоснимок В.А. Тюленева из архива Выборгского объединенного музея-заповедника
Работа археологов на объекте не задалась с самого начала. Мало того, что руководство треста не предоставило обещанную автотехнику, так и не согласовало работы с соседней воинской частью, располагавшейся во дворе дома по ул. Северный вал, 3. Напомним читателю, что в то время там находилась квартирно-эксплуатационная часть. Командование воинской части было категорически против раскопок в непосредственной близости от режимного объекта. После того как археологи очистили своды подвалов от слоев щебня, на месте раскопок был выставлен вооруженный часовой с приказом препятствовать не только проведению земляных работ, но и фотофиксации. Мирные переговоры с военным командованием не дали результатов. Тюленеву, в прошлом офицеру подводнику, «…с большим трудом, с применением скрытой камеры, снабженной дальномерной оптикой, удалось сфотографировать как фронт работ, так и часового». В результате противодействия воинственно настроенных соседей археологи смогли лишь вскрыть вход в подвалы со стороны ул. Подгорной. Весной следующего года военные возвели забор на металлических столбах, при установке которых были пробиты подлинные своды. Эта история закончилась вполне благополучно: подвалы дома с 1989 г. являются охраняемым памятником. А в 1988−1995 гг. по проекту архитектора Сергея Васильевича Алексеева над подвалами возведена копия исторического здания, привлекающая ныне туристов.
Металлические столбы, пробившие своды дома Гроэля, 1982 г.
Фотоснимок В.А. Тюленева из архива Выборгского объединенного музея-заповедника.
Разбитая посуда не принесла счастья
На страницах газеты «Выборгский коммунист» за 1985 г. можно обнаружить заметку с жалобой сотрудников краеведческого музея на несознательность городских организаций и отдельных граждан. В то время швейное предприятие «Маяк» решило прирасти новым производственным помещением на Смоляном мысу, прямо за зданием архива. Строители при подготовке строительной площадки наткнулись на культурный слой. В музей пришел рабочий, который принес «древнюю монету». На последовавшие расспросы сотрудников о других находках строитель ответил: «Да раскопали какую-то глиняную посуду. Какой от нее прок? Мы ее − об камень. Только черепки полетели». Примчавшиеся на место вандализма научные сотрудники лишь констатировали, что «бесполезная посуда» оказалась средневековой пивной кружкой, украшенной редким орнаментом. Увы, устоявшаяся в XX в. мировая практика предварительных археологических работ регулярно нарушалась в Выборге до недавнего времени. И только сейчас такие случаи становятся скорее исключением, нежели правилом.
Тайна туфельки
В 2011 г. неподалеку от «средневекового дома» на улице Выборгской, 8 экспедиция Александра Ивановича Саксы обнаружила детский башмачок. До этого в Выборге, конечно же, находили обувь, правда, разрозненные фрагменты. Но в этот раз в руках исследователей был целый башмак семнадцатого столетия. Один из членов экспедиции уверял автора этих строк, что археологам удалось обнаружить туфлю выборгской девочки. На скептическую реплику о мужском покрое находки был следующий ответ: «Нам больше нравится версия про туфельку выборгской принцессы». Археологи - неисправимые романтики…
Алексей МЕЛЬНОВ, старший научный сотрудник Выборгского объединенного музея-заповедника
Читайте также
-
Сервис «Жизненная ситуация» поможет сменить регион проживания
-
В Россию начали поставлять масло из Арабских Эмиратов
-
Как вести себя в лесу?
-
На обвалившемся участке выборгской набережной работы закончат до декабря
-
Учитель из Выборгского района – в числе лучших
-
С 1 января 2025 года у школьной охраны появится обязательная экипировка