БЕЗ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕТ РЕСТАВРАЦИИ
Выборг. Реставрация от первого лица
Пятый месяц наше издание реализует проект информационного сопровождения общественного движения “Я люблю Выборг” “Реставрация от первого лица”, поддержанный главой региона и местными властями.
Активистов движения, как и журналистов, доносящих до аудитории все происходящее в нашем городе в плане проектирования и реставрации бесценных и уникальных объектов культурного наследия, в ходе работы сопровождал сначала оптимистичный настрой – вот мы расскажем всем о происходящем, и наши читатели, а за ними и все обеспокоенные судьбой памятников общественники просветятся и успокоятся; потом пессимизм – всё связанное с проектированием реставрационных работ и самими работами описывается с разных точек зрения, мы встречаемся со специалистами в разных областях, а негативных отзывов типа “всё равно всё разворуют”, основанных, видимо, на собственных жизненных принципах, становится лишь немного меньше. Наконец, наступил период реалистичного отношения к происходящему: наше дело - создать условия максимальной прозрачности рес-таврационных и околореставрационных процессов, а личные убеждения перпендикулярно настроенных псевдообщественников, считающих, что вокруг них не может происходить ничего хорошего, – их персональная проблема (возможно, даже клиническая).
Итак, подготовка к реставрации в виде исследовательских и проектных работ проходит в режиме максимальной прозрачности и в полном соответствии со всеми действующими российскими законами, а также международными нормами и правилами, на основании которых утверждено финансирование Международным банком реконструкции и развития работ в парке Монрепо и в Выборгском замке.
Без экспертизы - никуда…
Одна из важнейших составляющих реставрации - государственная историко-культурная экспертиза. Имена экспертов, аттестованных Министерством культуры на проведение государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ), а их по стране порядка 400 человек, находятся в открытом доступе; к любому из них можно обращаться (в том числе удалённо, через Интернет) по тем видам деятельности, на которые они аттестованы. К видам их компетенций в части проведения ГИКЭ относятся всего десять вопросов, в том числе экспертная оценка выявленных объектов культурного наследия, земельных участков, подлежащих освоению (в случае отсутствия данных о нахождении на них объектов культурного наследия), документов, проектов и другие.
Виктор ДМИТРИЕВ – один из государственных экспертов, аттестованных Минкультом на проведение ГИКЭ. Кроме того, он автор ряда проектов, по которым объекты культурного наследия приспосабливались под современное использование. В недавнем прошлом (с 1991 до 2004 года) являлся инспектором госоргана по охране памятников по Выборгскому району. Следует отметить, что в нашем городе всего два специалиста столь высокого уровня – Виктор Дмитриев и Юлия КУВАЕВА, уже знакомая нашим читателям по материалу об участии во втором съезде реставраторов.
Закон-2015. Что нового?
- Есть памятники федеральные, региональные, местные и вновь выявленные. Это памятники, которые органы госохраны в силу своих полномочий выявляли и ставили на охрану. Я, кстати, этим занимался по Выборгскому району, - отмечает Виктор Дмитриев. - И как чиновник составлял необходимые документы. Эти объекты до сих пор так и числятся вновь выявленными. По закону 2002 года, такие объекты становятся выявленными с последующими действиями в отношении их, то есть рано или поздно они должны получить какой-то статус решением не органа госохраны, а органа государственной власти. А для этого, говорится в законодательстве, они должны пройти экспертизу. Вот поэтому сегодня прохождения ГИКЭ ожидают сотни и тысячи объектов по всей Российской Федерации.
Начиная с этого года, результаты ГИКЭ выкладываются в открытый доступ, в частности, по выборгским объектам – на портале областного комитета по культуре.
Авторами ГИКЭ, как видно из вывешенных на сайте комитета по культуре экспертиз, по объектам Северо-Запада является довольно узкий круг экспертов. Действительно: искать эксперта по выборгским объектам где-нибудь на Дальнем Востоке практически нереально. В рамках взаимодействия внутри сообщества всё равно будет дан совет обратиться к местным специалистам. Кроме того, в этой узко специальной среде эксперты уже давно изучили потенциал всех проектировщиков, работу которых им приходилось оценивать.
- Эксперт обязан знать не только отраслевое законодательство (закон об охране памятников), но и общегражданское – Земельный, Градостроительный и Гражданский кодексы. Это очень ответственная сфера деятельности, поскольку в случае ошибки могут наступить серьёзные правовые последствия. По результатам экспертизы принимается решение госоргана охраны памятников, которое и имеет юридическую силу. Поэтому, когда возникает резонанс по тому или иному объекту, публикации, шум, общественность чем-то недовольна – эксперт оказывается крайним, но не юридически. А акт госоргана может быть оспорен в суде, - подчёркивает Виктор Дмитриев.
Законодательство несовершенно
Формально положение о ГИКЭ появилось в 2009 году, хотя экспертизы проводились и прежде, только именовались научными исследованиями. Специалисты определяли предмет охраны, на основании которого составлялись охранные обязательства. В сотрудничестве с коллегой Юлией Куваевой Дмитриев выполнял историческую часть оценки памятников, Куваева – экспертную.
- Сегодня моя позиция в основном созерцательная. С учётом опыта архитектора и инспектора я могу оценивать перспективу, - говорит Дмитриев. - Дело, на мой взгляд, не в деньгах и их количестве, а в организации управления. И налаживать эту организацию надо было ещё в начале века, когда шла приватизация объектов. Тогда же в законе о приватизации появился раздел, как приватизировать памятники – с охранными обязательствами. Но понятия “предмет охраны” не было, а были методические рекомендации.
Москва далеко…
Звучат мнения о создании в Выборге отделения ВООПИК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры). Но это работа общественная, считает Дмитриев, требующая много времени и самоотдачи. Для работы в данной независимой структуре нужны молодые, энергичные специалисты. Возможно, базовой площадкой станет новый музей-заповедник, созданный на базе Выборгского замка, рассуждает Инна Климова, помощник главы районной администрации. Там руководитель, Владимир ЦОЙ, собирает вокруг себя единомышленников.
К проектировщикам из центра России, в частности тверскому “АК-Проекту”, выполняющим проект по башне Ратуши, Виктор Дмитриев относится скептически:
- Это весьма рискованно. Выигранную за счёт демпинга работу они сделают и уедут. А такие объекты, как, например, замковый комплекс, требуют системного подхода в течение многих лет.
В случае с замком собственником является Российская Федерация, которая и принимает решение о выделении средств и на какие цели, уточняет Инна Климова. Большую роль играет позиция пользователя.
Как выбрать эксперта?
При обращении к эксперту учитываются его репутация, профессионализм, опыт, наличие лицензии. При том, что речь идёт о государственной историко-культурной экспертизе, фактически заказчик взаимодействует с экспертом, аккредитованным государством в лице Минкультуры, как с частным лицом, напрямую. Кстати, заказчиком экспертизы может выступить любое частное лицо. И не обязательно заключение по проектной документации должно быть положительным; в практике Виктора Дмитриева бывали и отрицательные заключения. Тогда проект отправлялся на доработку, или проводились работы по дообследованию объекта, затем - повторная экспертиза.
- Я думаю, что заказчиком госэкспертизы должны быть органы государственной или муниципальной власти, на территории (именно на территории, а не в собственности) которых находится памятник. Объясню почему: памятником объект объявляло государство, потом на каком-то этапе собственником стало частное лицо, которое получило связанные со статусом памятника обременения. Это как с капитальным ремонтом - сегодня мы должны за него платить, хотя не мы привели здание в то состояние, в котором оно находится сейчас.
Настоящее, основанное на прошлом
Дмитриев подчёркивает, что ещё в 1998 году были выполнены проекты консервации ряда памятников, которые в период реорганизации структуры охраны реализованы не были, а памятники до сих пор продолжают разрушаться. В настоящее время, конечно, вновь поднимать вопрос их консервации или проведения противоаварийных работ уже не имеет смысла, поскольку уже в следующем году начнётся реставрация.
Ну а в целом же, консервации и противоаварийным работам сопутствуют всё те же процедуры – создание проекта, экспертиза, конкурсы и так далее. На всё это уходит немало времени. После консервации – реставрация; и опять - проект, экспертиза и масса времени. Ради экономии которого, кстати, можно было бы за основу каждого нового проекта брать, например, обмеры и другие базовые исследования из прошлых проектов. Все они хранятся в архивах комитета по культуре. Было предложение их оцифровать для удобства использования на базе Районного информационного центра, но пока межведомственные переговоры не привели к выработке конструктивного решения.
Хотя, говорит Климова, основа уже заложена: вся документация по Концепции сохранения культурного наследия Выборга, современные проекты реставрации в электронном виде уже переданы администрации. При необходимости их можно увидеть и изучить в заявительном порядке (пока они не размещены в открытом доступе).
- В 2015 году происходит гармонизация законодательства. Основополагающий федеральный закон № 73 об охране памятников наконец-то интегрирован в градкодекс и другие законы. Таким образом создаётся система. А принципы открытости и гласности, в соответствии с которыми проекты, экспертизы и другие документы выкладываются в открытый доступ, идут на пользу делу охраны памятников истории и ку-льтуры, - отмечает помощник главы.
Виктор Дмитриев считает:
- Функции по охране памятников должны быть выделены из комитета по культуре по примеру организации этой деятельности в Петербурге. Логически комитет по культуре объединяет в себе очень много всего: театры, музеи, учреждения культуры и так далее. А охрана памятников ориентирована в другую сторону: земельные дела, недвижимость, имущество, совершенно другая сфера. И если новый председатель комитета по культуре в этих вопросах компетентен, хорошо, а если ранее не соприкасался с вопросами охраны памятников, то я ему сочувствую.
Подводя черту под разговором, Инна Климова отметила:
- Прежний руководитель Наталья КОНОНЕКО сделала очень много, чтобы донести до Министерства культуры проблемы Выборга на языке, понятном Министерству культуры. Понятно, что до этого Выборг для Министерства был просто точкой на карте.
Никогда до сих пор Министерство культуры не уделяло столько внимания Выборгу, а государство – не выделяло столько средств на реставрацию. С 2013 года количество обращений горожан, общественников, чиновников местного и областного уровня о том, что что-то надо менять, перешло в качество.
Читайте также
-
Выборгские педагоги завершили сегодня своё обучение в «Школе методиста»
-
Бизнес и администраторы просветительских пабликов покидают ВК из-за неудачного обновления
-
Телефонограмма из больницы Выборга вызвала полицейскую проверку
-
В России утвердили план борьбы с потреблением алкоголя до 2030 года
-
На повестке дня глэмпинги, бутик-отели и морские причалы
-
Сегодня Выборгский район подводит итоги в сфере добровольчества