АРТЕК НАС СДРУЖИЛ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
Здесь сходятся все звёзды
Большая радость: вашему ребенку за отличную учебу, высокие спортивные результаты или героический поступок дают путевку в «Артек»!
А для того, чтобы поехать в этот лагерь вожатым, нужно было пройти жесточайший отбор: учитывались образование, опыт работы с детьми, организаторские способности, характеристика с места работы… Представители Артека не ленились приезжать для собеседования с претендентами в райкомы и обкомы комсомола большой страны, отбирая самых лучших, самых достойных. После этого – три месяца в школе пионерских работников, и наконец – ласковое море, солнце, пальмы и кипарисы… Кажется, все звезды сошлись в этом месте, которое называется «Артек».
Артек: «арктос» – медведь (греч.)
Мы познакомились в Крыму
Людмила МЕЛЬНИКОВА и Галина БАЖЕНОВА – вожатые, прошедшие школу Артека. Людмила – из Кирова, Галина – из Каргополя. Вместе начинали работать в дружине «Полевая». Людмиле запомнился первый день:
– В первую нашу смену был заезд детей из детских домов. Обычно к ним ставят опытного вожатого и новичка, а мы обе делали первые шаги… Дети были особенные: чувствовалось, что им не хватает ласки и тепла. Эта смена запомнилась еще и тем, что здесь встретились брат с сестрой, разлученные по разным детским домам…
Если возникали какие-то проблемы, на помощь приходили начальник лагеря Светлана Полоскова и старший вожатый Володя Вагнер.
– Они заставляли нас мыслить, пробовать свои силы. Они были не просто умными, они были мудрыми наставниками: разрешали нам все, что не мешало здоровью детей. Светлана Андреевна Артеку отдала всю свою жизнь. В ней столько было энергии, она предлагала такие интересные дела, которые сплачивали нас с детьми, помогали нам всем раскрыться.
Вожатый весь день проводит с детьми, это обязывает быть для кого – то советчиком, психологом, а иногда – и «жилеткой», в которую можно поплакать.
– Когда в 1986 году произошла авария на Чернобыльской атомной станции, весь лагерь был заполнен детьми из этих мест. Их привезли уже в мае, и находились они здесь до завершения летнего сезона. Дети тяжело переживали разлуку с родными, с тревогой слушали новости… Были и такие, кто уже остался без отца… Они замыкались в себе, уходили от общения. А девочки плакали. Прижмешь их к себе и тоже плачешь… Слова здесь бессильны.
Но подчас и дети могли показать вожатым пример: у Людмилы был в отряде мальчик из Астрахани, который не побоялся рыбных браконьеров. В Артеке были ребята, которые помогали пограничникам. А Койшибай Жусупов из Казахстана трое суток в буран вместе с верными собаками оберегал отару овец…
Главная задача – сплотить детей
Летние смены – 30 дней, зимние – 40. Главная задача, которая стояла всегда перед вожатыми – сдружить детей, показать, что они очень большая семья. Тяжело поначалу было, особенно если смены международные: сказывался языковой барьер. Но проходили считанные дни, и ребята уже общались без проблем.
– В памяти остались ребята из Конго, – рассказывает Галина. – Они были открытыми, легко шли на контакт; была в них и своеобразная внешняя красота. Из Казахстана приехала большая группа – 28 пионеров, и только четверо – русские, это был детский цирк «Балдырган». Такие подвижные, гибкие! Вернулись к себе домой и вскоре мне прислали большую фотографию: стоят на фоне плаката «Артек, мир, дружба!»
А Людмила вспоминает румынских школьников:
– Они настолько были музыкальными, так красиво танцевали! Артек называли лагерем дружбы детей пяти континентов… У меня были дети из Швеции, Йемена, Никарагуа, Боливии; к нашим девочкам приходили их новые подруги из Индии. Среди ребят, которые приехали из Афганистана, был мальчик без обеих кистей рук: он поднял с земли игрушку, подброшенную душманами, а внутри – взрывное устройство… Его так все любили! Всегда был в центре внимания.
Очень трогательно проходил День мира. На торжественной линейке к небу поднимался флаг, сшитый из разноцветных галстуков детей разных стран: красных, желтых, синих… От солнечного луча с помощью линзы зажигали костер. Дети писали свои послания о мире, запечатывали их в бутылки, на лагерном судне отвозили их в море и там опускали в воду.
В Артеке каждый год отдыхало до 30 тысяч человек, за одну смену собирались пионеры 60-70 национальностей. Традиционным был День республик: даже традиционная утренняя зарядка включала в себя элементы национальных спортивных игр. Артековцы доставали свои национальные костюмы, обменивались сувенирами; разучивали танцы и песни союзных республик. В столовых подавали украинский борщ, белорусские драники, узбекский плов, латышские взбитые сливки.
Людмила листает артековский альбом:
– Эти ребята – из грузинского ансамбля «Мзиури», это – танцевальный коллектив из Таджикистана. Все с удовольствием танцевали лезгинку...
Скучать пионерам было некогда. Были там и специальные смены для юных корреспондентов, филателистов, художников. Были всевозможные кружки, походы, праздники, выставки, встречи. Даже Малые олимпийские игры проводились. Артек помнит Надежду Крупскую, Клару Цеткин, Отто Шмидта и героических летчиков, спасавших челюскинцев; здесь в разные годы бывали Гайдар, Буденный, Орджоникидзе, прославленные асы Кожедуб и Покрышкин, Поль Робсон, Индира Ганди, Джанни Родари, Агния Барто, Лев Кассиль, Сергей Михалков, Анатолий Алексин, многие космонавты, детские композиторы… Людмила помнит встречи с Пахмутовой и Добронравовым, Михаилом Горбачевым. В Артеке была своя киностудия… Но, пожалуй, самой популярной у детей в те годы была Космическая выставка, созданная по инициативе Юрия Гагарина, где почти все экспонаты – подлинные. Все можно было трогать руками! И вожатый все время рядом с детьми!
– После отбоя, когда детей уложишь, была планерка; собирались все у начальника лагеря, домой приходили уже к часу ночи. Не поверите, – Галина смеется, – рубашку постираешь, она не успевала высохнуть. Надеваешь влажную и бежишь будить детей на зарядку!
Смена заканчивается. Прощальный костер, из которого ребята берут уголек – на память, слезы при расставании… Но оставалась артековская дружба: дети уезжали домой с распухшими от адресов записными книжками.
Людмила улыбается:
– Письма получали мешками! До сих пор со многими поддерживаем связь. Из Таджикистана ребята мне потом написали, что их ансамбль распался: не могли он после той дружеской атмосферы, которую почувствовали в лагере, терпеть диктат руководителя; дети ушли от него… А разве забудешь строчки из письма мамы Саши Курочкина, танцора из Орловского ансамбля: «Люда, большое спасибо! Я теперь не узнаю своего сына: он стал другим!» Значит, наш труд вожатых не пропал даром. Дети увозили не только красивые камушки, найденные на берегу; не только значки, которыми охотно менялись; не только имена новых друзей. Каждый увозил в своем сердце чувство дружбы и любви к людям, всю жизнь следуя артековским законам: если кому-то нужна помощь, то надо помочь немедленно. Артековец не может предаваться скуке, унынию; он всегда бодр, весел, настойчив в достижении цели.
Людмила проработала в Артеке четыре года (1984-1988), Галина – два: ее отозвали на работу в Каргопольский райком комсомола. Но их дружба, зародившаяся в Артеке, с каждым годом делается только крепче. Они и живут в одном городе – в Светогорске, много лет проработали в одной школе. Дважды Людмила возила ребят из своей школы в Артек, их там тепло принимали. Это было давно…
И, конечно, у них есть мечта – побывать в теперь уже новом Артеке!
Лидия ВОРОНИНА
P.S. 16 июня – День Артека. Артековцы! Поделитесь своими воспоминаниями об этом удивительном лагере.
Читайте также
-
Областное управление ветеринарии рассказало, как цифровизация помогает в работе
-
В России выпустили первый учебник по беспилотникам
-
Под Выборгом поисковики предали земле ещё 16 красноармейцев
-
Фестиваль набирает ход
-
Под Выборгом с воинскими почестями похоронили 101 красноармейца
-
Отопительный сезон в Ленобласти начнется в начале октября