НЕИСПРАВИМЫЙ ИНДИВИДУАЛИСТ, ОТКРЫТЫЙ МИРУ

НЕИСПРАВИМЫЙ  ИНДИВИДУАЛИСТ,  ОТКРЫТЫЙ МИРУ
НЕИСПРАВИМЫЙ ИНДИВИДУАЛИСТ, ОТКРЫТЫЙ МИРУ НЕИСПРАВИМЫЙ ИНДИВИДУАЛИСТ, ОТКРЫТЫЙ МИРУ

29 августа в Хельсинки в возрасте девяноста пяти лет скончался Пол Гундерсен. Скорбная новость для тех, кто знал этого замечательного человека.

Свою автобиографию Гундерсен назвал «Этот неисправимый индивидуалист. История жизни одного финна». Но этот «неисправимый индивидуалист» с удивительной щедростью был открыт миру и людям, в Финляндии, в России и по всему миру.

Жизнь Гундерсена похожа на приключенческий роман, но это те приключения, в которых причудливо соединились бизнес, путешествия и религиозная вера.

Пол родился в июне 1921 г. в Хельсинки. Его отец – бизнесмен Рагнар Гундерсен, норвежец, выросший в Голландии, а мать Элина – представительница известного дворянского шведского рода аф Хёллстрём. Пол готовился к поступлению в университет, когда в конце 1939 г. началась советско-финская война. Гундерсен вступил добровольцем в финскую армию и пробыл в ней почти пять лет, пока в знаменитом сражении при Тали-Ихантала не был тяжело ранен.

После войны Пол поступил в Технологический университет, где изучал химию. По окончании обучения он стал работать в компании, специализирующейся на изготовлении пластика, и именно в качестве ее сотрудника был приглашен в швейцарский город Ко, где располагался центр движения MRA / IofC – «Moral Re-Armament / Моральное перевооружение» / «Initiatives of Change / Инициативы изменений». Движение (его еще называют «Оксфордской группой») было основано Фрэнком Бухманом (1878–1961). Быть может, кто-то из читателей еще помнит, что в советское время «бухманизм» сурово осуждался в нашей стране, а призыв следовать «четырем абсолютам» (честности, чистоте, самоотречению и любви) был объявлен злостной и фальшивой попыткой реформирования капитализма. 

Однако Гундерсен не читал советских атеистических словарей – и поверил в идеалы «Морального перевооружения». Начиная с 1952 г. девятнадцать лет Гундерсен трудился в движении, объездив за это время десятки стран. Своей задачей он видел объяснение бизнесменам, принадлежавшим к разным национальностям и политическим системам, что любая карьера и бизнес плодотворны лишь тогда, когда опираются на общечеловеческие ценности. Для Пола таковыми были ценности христианские.

В 1971 г. Гундерсен вернулся в большой бизнес и стал важной фигурой в знаменитой компании «Нокиа». Во время своих деловых поездок он неоднократно посещал и восточноевропейские страны советского блока. После выхода в отставку продолжал время от времени проводить бизнес-семинары, и до этого момента его биография кажется типичной: успешный просвещенный западный предприниматель.

И вот тут-то на жизненном пути Гундерсена и возникает выборгский сюжет. Родная тетка Пола, сестра его матери, Маргарета Кюлликки, была замужем за очень известным деятелем Евангелической лютеранской церкви Финляндии, Алекси Эмануэлем Лехтоненом (1891-1951). В 1945–1951 гг. Лехтонен был архиепископом Турку, но задолго до этого на него оказали сильнейшее воздействие идеи выдающегося христианского проповедника, барона Пауля Эрнста Георга фон Николаи (1860–1919). Имя барона Николаи из Монрепо было знакомо Полу с юных лет. Потому он и написал книгу «Павел Николаи из Монрепо. Европеец, не такой как все», будучи человеком, семейно связанным с идеями выборгского барона.

В начале 2000-х гг. о книге Гундерсена, посвященной владельцу Монрепо, узнали в Выборге – в музее-заповеднике «Парк Монрепо». Состоялось знакомство Пола с сотрудниками нынешнего Монрепо, переросшее впоследствии в дружеское общение. Его результатом ста-ли два замечательных события, связанные с именем и наследием П.Э.Г. Николаи. Одно – большой международный семинар 2005 г., состоявшийся в Главном усадебном доме Монрепо. Другое – международный семинар 2010 г., прошедший в стенах библиотеки Алвара Аалто и посвященный 150-ле-тию со дня рождения барона. Эти события собрали много ярких личностей. Среди них были и друзья Пола, петербургские историки Сергей Подболотов, Никита Ломагин, Данила Расков, и православный священник о. Георгий Митрофанов, и последователи П.Э.Г. Николаи из разных стран (вплоть до Австралии), и родственники баронов Николаи – графини Татьяна и Элеонора де Монтескью, Себастиан Зиновьев-Фицлайон, и хранительница книжного собрания Монрепо в Национальной библиотеке Финляндии Сиркка Хаву.

Гундерсен неоднократно приезжал в Монрепо и в Выборг вместе со своими неизменными помощниками, Пертти Кайяне и Хейкки Лампела. В нашем городе Пол несколько раз проводил семинары для студентов Выборгского филиала Северо-Западной академии государственной службы.

Одним из друзей и собеседников Гундерсена в Выборге стал Юрий БЕССОНОВ,  переводчик и преподаватель английского языка. Вот как Юрий вспоминает начало своего знакомства с Полом:

– Я познакомился с Полом Гундерсеном в Выборгском Христианском центре, во время неформальной презентации его книги о парке Монрепо и деятельности барона Пауля Николаи. Это было в 2007 или 2008 году. Меня поразило его искреннее восхищение деятельностью барона Николаи в качестве организатора на рубеже XIX и XX веков и лидера Христианского студенческого союза. То, что этой деятельности в Финляндии придают такую большую значимость, для меня было неожиданным открытием. По словам Пола, во время встреч и конференций студентов-христиан в Монрепо происходило формирование будущей интеллектуальной и бизнес элиты, чья деятельность в 1920–1930-е годы привела к выдающемуся экономическому подъему Финляндии. Сотни участников встреч и обсуждений в Монрепо стали позже политиками, промышленниками и предпринимателями и, более того, тот потенциал, который был заложен в начале века, продолжал оказывать влияние на отношение бизнес-элиты к труду, социальным обязательствам власти и бизнеса, и взаимодействие между бизнесом и местными сообществами и в дальнейшем.

Мы спросили Юрия, есть ли у него какое-то особо яркое, запомнившееся впечатление от Пола.

– Пол Гундерсен считал, что деятельность Пауля Николаи расширяла горизонты мышления и прививала участникам встреч в Монрепо умение видеть дальше сиюминутных проблем и принимать решения с перспективой на будущее. Я был очень сильно впечатлен одним примером такого отношения к лидерству. Говоря о влиянии идей Николаи, Пол неожиданно достал из кармана свой мобильный телефон «Нокиа» и сказал: «Вот пример того, что мы называем в бизнесе – «видение». Будучи активным и успешным предпринимателем и являясь некоторое время членом совета директоров компании «Нокиа», Пол наверняка знал механизмы принятия решений в корпорациях Финляндии. Рост и трансформация «Нокиа» давно стали классическим примером своевременного принятия стратегических решений. Маленькая лесопилка в местечке Нокиа, основанная в 1860-х гг., росла и развивалась до определенного уровня, а затем, в начале ХХ столетия, трансформировалась в завод по производству шин. Примерно через полстолетия принято решение о внедрении на рынок электронных технологий, и «Нокиа» превращается в глобальную корпорацию с многомиллиардными оборотами. По словам Пола, ключом к успешному развитию «Нокиа» и многих других финских компаний в XX в. было умение «широко видеть» и принимать решения с дальними перспективами. В свою очередь, по мнению Пола, корни этого «видения» лежали в парке Монрепо, где во время свободного и активного обсуждения различных аспектов христианского вероучения молодые люди не только обретали основы морально-этического кода христианства, но и вырабатывали системное мышление.

Прощание с Полом Гундерсеном состоится в Хельсинки, 16 сентября. Выборгские друзья Пола выражают его вдове Эве и дочери Элине свои самые искренние соболезнования.

 

 

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев