В «Святой крепости» восстановлен спектакль по чеховской пьесе "Три сестры"

1771
Исполнительницы главных ролей Арина Лабецкая, Дарья Цимбал и Ирина Кокрева

Наверное, каждый из нас знаком с историей сестер Прозоровых, мечтающих о жизни в Москве, о любви и счастье. Художественный руководитель государственного театра драмы и кукол «Святая крепость», режиссер спектакля Юрий ЛАБЕЦКИЙ вновь вернулся к вечному, современному и понятному каждому произведению великого автора.

«Три сестры» Лабецкого - авторская постановка в четырех действиях, на протяжении которых зритель вместе с героями проживает век истории российской жизни, начиная с конца XIX века и заканчивая концом XX-го.

Как признается режиссер, для постановки «Трех сестер» им двигало большое желание иметь любимый спектакль в репертуаре театра. Напомним, что спектакль восстановлен, впервые к пьесе Юрий Лабецкий обращался более 15 лет назад.

- Что касается прежнего состава исполнителей, я понимаю, что наши артисты сейчас вошли в тот возраст, с которого начинал Георгий Александрович Товстоногов свой знаменитый спектакль «Три сестры». В нем Татьяна Доронина, Эмма Попова, Сергей Юрский как раз в том возрасте, в котором сегодня мои прежние три сестры. Но тогда были другие подходы к театру, и это допускалось, - говорит Юрий Лабецкий. – Сейчас другое время, и, как гласит пословица, если бы молодость знала, если бы старость могла, «старички» театра могут, знают, понимают, блестяще бы сыграли, но обаяние молодости не заменить никаким талантом. Помню строчку из статьи ленинградского критика, написанную в то время о моем спектакле: «Как трагически молоды три сестры в спектакле у Лабецкого…», поэтому сегодня молодые актеры нашего театра играют свой возраст, проблемы, отношения, переживания.

Корр.: - Юрий Евгеньевич, не сложно ли было повторять самого себя?

- Я испытывал огромное счастье от того, что этот материал возвращается. Если спектакль «Болеро» можно считать моим достижением в плане театра кукол, то «Три сестры» - масштабной драматической постановкой. Это сага, это энциклопедия русской жизни. В работе над спектаклем я плавал, как рыба в воде, редко бывает такое состояние, когда ты знаешь всё, а артисты – ничего, и ты наконец чувствуешь себя режиссером, который может ответить на все вопросы. Радуюсь, что артисты с каждым спектаклем накапливают опыт и повышают уровень актерского мастерства.

Любопытно, что я проходил этот путь в четвертый раз: более 15 лет назад были две неудачные попытки - мы начинали, но я понимал, что состав актеров не тот. Спектакль сложился только с третьего раза в тот момент, когда к нам в театр пришла Галина КИКИБУШ, блестяще сыгравшая впоследствии Машу. История повторилась: недавно я понял, состав артистов подобрался специально для «Трех сестер» - все герои есть, стоит попробовать. Интересно, что даже физиономически оба состава нашего спектакля похожи, судите сами: Ирина КОКРЕВА, играющая Ирину, типажом напоминает Галину БАСЫРОВУ, Арина ЛАБЕЦКАЯ (Ольга) – близка к Светлане БАЕВОЙ, Даша ЦИМБАЛ (Маша) – чем-то перекликается с Галиной Кикибуш, Володя ПАВЛУХИН напоминает Николая УСТИНОВА-ЛЕЩИНСКОГО. Три актера из прошлой постановки остались на своих ролях: Максим ГЛАДКОВ (сторож из земской управы), Евгений НИКИТИН (военный доктор Иван Чебутыкин) и Ольга СМИРНОВА (нянька Анфиса).

Меня поразило, что на одном из показов для школьников, из зала выходили заплаканные нынешние девочки со словами: «Что же вы с нами сделали?..». На мой взгляд, это достижение театра! Чехов, Шекспир, Мольер – всегда современны, этим классика и отличается от пьес-однодневок. «Три сестры» – самая гениальная и мной любимая пьеса Чехова, хотя многие считают ее «занудной».

Кстати, хочу предложить Министерству культуры забытую чехословацкую идею, когда детские спектакли игрались бесплатно: у нас небольшой доход от детских постановок, но тем самым мы будем приучать детей к театральному искусству, пониманию жизни, давать уроки морали, нравственности.

По задумке режиссера и актеров «Святой крепости» события спектакля разворачиваются на протяжении ста лет, двигаясь через акты, через времена года. Четверть века проходит, а проблемы сестер Прозоровых остаются прежними: провинциальные девочки все еще хотят в Москву. Однако до нее они не доезжают.

- Давно известно, что те, кто все-таки доезжает до Москвы, позже признает, что их жизнь по большей части рушится в мегаполисе, и мало кто добивается настоящего счастья, - продолжает Юрий Лабецкий. - Есть замечательные поговорки: «Где родился, там и пригодился», «Делай свое дело на своем месте», я согласен с тем, что у тебя гораздо больше шансов реализоваться на родине, чем в большом городе.

Актриса Ирина Кокрева признается, что играть младшую сестру ей совсем несложно, потому что в жизни у нее есть старшая сестра – Екатерина.

- Наверное, у кого нет родных братьев или сестер не поймут, насколько здорово иметь рядом такого родного человека, делиться с ним самым сокровенным, любить его, принимать. Мы с сестрой очень дружны и всегда поддерживаем друг друга, - замечает Ирина. - В «Трех сестрах» мне было интересно примерить образ девушки прошлого века: в современной жизни практически не ношу юбки, а в спектакле у меня – длинные платья. Это совсем другое настроение, чувствуешь себя иначе, автоматически хочется выпрямить спину. Что касается эмоций, то мне интересно проживать историю Ирины, оправдывать ее, понимать, сопереживать. Меня с моей героиней роднит надежда на счастье, на дворе осень, а в это время года особенно хочется любви и тепла. Да чего уж там, убеждена, что каждая девушка внутри себя мечтает об этом.

Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также