10 ЛЕТ НАЗАД ВЯЙНЯМЕЙНЕН ВЕРНУЛСЯ НА КРАЙ СВЕТА

10 ЛЕТ НАЗАД ВЯЙНЯМЕЙНЕН  ВЕРНУЛСЯ НА КРАЙ СВЕТА
10 ЛЕТ НАЗАД ВЯЙНЯМЕЙНЕН ВЕРНУЛСЯ НА КРАЙ СВЕТА 10 ЛЕТ НАЗАД ВЯЙНЯМЕЙНЕН ВЕРНУЛСЯ НА КРАЙ СВЕТА

2 июня 2007 года в парк Монрепо вернулся памятник Вяйнямейнену – легендарному герою эпоса «Калевала», выполненный петербургским скульптором-монументалистом Константином БОБКОВЫМ. Накануне юбилея сотрудники музея-заповедника «Парк Монрепо» навестили Константина Бобкова. Воспоминания о том, как воссоздавался памятник, вызвали у скульптора множество радостных и добрых воспоминаний. По его словам, это было удивительное стечение обстоятельств.

На волне возрождения Монрепо

Для Константина Бобкова знакомство с Вяйнямейненом началось в 1999 году, когда он прочел в газете «Утро Петербурга» статью Татьяны ГАЛЮТИНОЙ о грядущем воссоздании парка Монрепо. В ней говорилось, что в первую очередь будет воссоздан памятник Вяйнямейнену. С тех пор мечта сделать эту работу не покидала скульптора, он даже вырезал статью из газеты и хранил ее в папке с фотографиями своих работ. Спустя четыре года на открытии одной из выставок эту газетную вырезку увидела автор статьи. Так завязалась дружба. Татьяна Галютина много рассказывала про Монрепо. После чего скульптор познакомился с директором музея-заповедника Евгением ТРУФАНОВЫМ и по старым фотографиям воссоздал небольшую модель Вяйнямейнена. 

В 2005 году у музея-заповедника нашлись деньги на изготовление скульптуры, часть средств поступила за счет пожертвований.

600 кг ручного труда

– Серьезная работа над воссозданием памятника началась в 2006 году, – рассказывает Константин Бобков, – Вначале я сделал небольшой эскиз скульптуры, пригласил Евгения Труфанова и сказал, что теперь можно звать увеличителя. Обычно скульптор сам не увеличивает свою работу до нужного масштаба, это делают другие специалисты – увеличители, а скульптор затем дорабатывает. Труфанов хотел успеть к 100-летию Дмитрия Лихачева в ноябре 2006 года, чтоб таким образом почтить память ученого, который еще в 1988 году говорил о необходимости воссоздания «первого в Европе памятника литературному герою». 

Но я ответил, что к 2006 году не успеем. Тогда Труфанов предложил мне не звать увеличителя, а выполнить всю работу самому. До этого я никогда не увеличивал свои скульптуры. Но надо значит надо. Сам сделал металлический каркас, сам металл гнул. Отвес, сантиметровая линейка, два циркуля – вот и все инструменты. Увеличение сделал быстро. Скульптура была выполнена в глине в натуральную величину высотой 2,70 метра.

В этом же году скульптура была отформована в гипсе, пригласили формовщика. Но мы все равно не успели. Это была сложная и дорогостоящая работа. Я все думал, как формовщик сделает? А он разделил форму на две части. После чего эту гипсовую форму перевезли в Монрепо.

Там же, в гараже, изготавливали смесь из пудостского камня, который дробили и просеивали вручную, потом этим раствором заливали форму. Все это время мы с женой жили в гостевом домике Монрепо

Работа по установке памятника была сложной на всех этапах. Поскольку техника к месту установки памятника на Краю света пройти не могла, обе части скульптуры на специальных носилках с большой осторожностью перенесли восемь рабочих. Я очень переживал, чтоб не повредили: тропинки крутые, и общий вес памятника – около 600 кг.

Еще сложнее было вручную установить и соединить части скульптуры. Для этого натянули веревки, с помощью которых на постамент сначала поставили одну часть, а потом с ювелирной точностью подогнали вторую.

А еще формовщик оставил на спине Вяйнямейнена небольшое «окно», чтобы проходила рука. После установки обеих частей памятника я через это отверстие сначала промазал соединения изнутри, а уже потом снаружи закрыл «окно». 

Проволока против вандалов

– После отливки скульптуры форма обычно не сохраняется. Но я оставил в Монрепо форму для руки, поскольку традиционно она наиболее уязвима для вандалов, которые, как я знал из истории парка, почему-то постоянно отламывали Вяйнямейнену пальцы. И, правда, не прошло и недели с открытия, как пальцы все погнули.

Видимо, какой-то варвар повис на руке. Но, я специально ввел в руку дополнительную проволоку. Рука уцелела, а вот пальцы погнулись. Пришлось заново выпрямлять и заливать. 

На открытии памятника было очень торжественно, много народа, настоящий праздник, я читал свое стихотворение. И это было какое-то чудо!.. 

Ирина АНДРЕЕВА, пресс-служба Музея-заповедника «Парк Монрепо»

Подробности

= В 1831 году Пауль Николаи установил в парке Монрепо гипсовую статую Вяйнямёйнена датского скульптора Готтхильфа Борупа. В первоначальном варианте герой финского эпоса напоминал античного героя. Он простоял на каменном постаменте 40 лет, пока не был разбит вандалами, которые скинули статую с постамента. В 1873 году на его место установили новый памятник, на этот раз цинковый, работы финского скульптора Таканена. Однако это не спасло скульптуру, в годы войны памятник был утрачен.

=Пудостский камень – известковый туф, ранее добываемый под Гатчиной, имеет свойства менять оттенки в зависимости от освещения и погоды от серого до желто-серого цвета, отчего изделия из него имеют вид старинных. Запасы пудостского камня были практически исчерпаны еще в конце XIX века.

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев