Зоя Марухина пережила в блокадном городе самую лютую зиму

Зоя Марухина пережила в блокадном городе самую лютую зиму
1283
«И как мы тогда выжили?..»

Уж более восьмидесяти лет минуло, а боль от пережитого в блокадном Ленинграде не отпускает… В памяти жительницы Выборга Зои Марухиной, только закончившей тогда, в 1941-м, десятилетку, до сих пор остаются ужас, голод, холод, бомбёжки.

В самую лютую блокадную зиму Зоя работала на военном заводе. Путь от дома до работы пролегал мимо кладбища, постепенно она перестала пугаться вида сложенных вдоль дороги умерших. Да и у самого дома в дровяном сарае едва ли не штабелями лежали ленинградцы, которым голод и холод вынесли смертельный приговор.

– Одна наша соседка недели две не сообщала о смерти кого-то из членов семьи, чтоб получать за него 125 граммов хлеба.

Ряды рабочих завода день ото дня редели. Порциями тех, кто не вышел в смену, в заводской столовой подкармливали оставшихся в строю. На обед была похлёбка из берёзовых опилок и пшена, но и такая снедь давала силы жить и работать.

– Как мы выжили?.. – до сих пор удивляется Зоя Федоровна.

Блокадная и фронтовая военная юность, довоенное суровое детство. Как и всем девчонкам, Зое хотелось нарядно одеваться, но взять наряды было негде. Даже для покупки простого полотна маме приходилось записываться в долгую очередь. Чтобы освежить на вид летнюю обувь, она натирала подошву зубным порошком.

Зоя Фёдоровна вспоминает, что в детстве увлекалась спортивной акробатикой:

– На физкультуре мы строились в пирамиду. И мне обязательно надо было встать на вершину. Тренировалась дома. Говорю маме: я буду прыгать, а ты меня подстраховывай. Не успеет поймать, я шлёпнусь… В пятом классе нас с подружкой отправили в пионерский лагерь. Там для представления меня нарядили в очень красивый черкесский костюм. Это самые яркие воспоминания из детства.

По последнему ладожскому льду в апреле 1942-го они с мамой эвакуировались в деревню в Вологодской области, где жили до того, как семья перебралась в Ленинград.

– Дядюшка сообщил маме, что есть возможность выехать на большую землю. Мы сложили какие-то вещи в корыто и повезли наш багаж как на санках на Финляндский вокзал. Нас погрузили в вагоны-«телятники». Довезли до Ладоги. Помню, как кто-то угостил кусочком шоколада… Мама просила сохранить его до приезда, чтоб поделиться с младшей сестрёнкой. Но я, конечно, не удержалась.

Добрались до деревни. Весной на селе рабочие руки лишними не бывают. Девушка бралась за любое дело. А в конце лета ей пришла повестка на фронт. Поскольку Зоя после школы поступала учиться на фармацевта, она как будущий медик попадала под мобилизацию (по мобилизационному плану 1939-го года военкоматы вели учёт женщин-медиков, ветеринаров, связистов). Мать тогда поехала вместе с ней в военкомат, просила вместо дочери, ещё не вполне оправившейся от блокадного истощения, взять её на фронт.

Но военная судьба вернула Зою под Ленинград, в Шлиссельбург, в прачечный отряд фронтового госпиталя.  В 1944-м она была награждена медалью «За оборону Ленинграда». Победу встретила в Праге.

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также