ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЛЕРМОНТОВА В ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЛЕРМОНТОВА В ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ
2121
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЛЕРМОНТОВА В ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ

На портале Президентской библиотеки им. Ельцина можно ознакомиться с обширной тематической коллекцией, в которую вошли материалы, раскрывающие многогранность личности Михаила Юрьевича Лермонтова и его роль в культурной жизни России. 

Собрание включает в себя электронные копии книг и периодических изданий, содержащих тексты произведений М. Ю. Лермонтова, исследований его жизни и творчества, редких документов, критики современников, репродукций картин и рисунков поэта и многое другое. Коллекция «М. Ю. Лермонтов (1814–1841)» тематически разделена на три части: «Творчество М. Ю. Лермонтова», «Материалы о жизни и творчестве поэта» и «Память о поэте». 

В первом разделе размещены тексты литературных произведений поэта, его картины и рисунки, а также отдельные стихотворения М. Ю. Лермонтова из различных сборников. Следует отметить иллюстрированные издания раздела, имеющие особую художественную ценность. В частности, это поэтические произведения, иллюстрированные И. К. Айвазовским и В. М. Васнецовым. Также большой интерес представляют самые первые экранизации произведений поэта – немые картины начала ХХ века «Боярин Орша» (1909), «Вадим» (1910) и «Бэла» (1913). 

Во второй части коллекции собраны работы, посвященные жизни Лермонтова и анализу его литературных работ. Среди них особое место занимают воспоминания его современников. В частности, благодаря работе «Жизнь Лермонтова» (1939) И. Л. Андроникова, мы можем узнать поэта совершенно с другой стороны. В своем биографическом исследовании известный советский литературовед пишет: «В шестнадцать-семнадцать лет он чувствовал себя особенно одиноким, страдая от своего физического несовершенства.<…> Все в лице, в приземистой, сутулой его фигуре, нескладной, но подвижной и гибкой, отличало его от сверстников. Он был застенчив, резок, обладал большой физической силой. В чертах его лица неправильно повторились чьи-то красивые черты». Кроме того, как оказывается, его поэтический талант был оценен далеко не с первых строчек. Там же, у Андроникова, читаем: «Поэтесса Ростопчина вспоминала: «Я до сих пор помню странное впечатление, произведенное на меня этим бедным ребенком, загримированным в старика и опередившим года страстей трудолюбивым подражанием». Она находила стихи Лермонтова плохими, а его самого считала неискренним».   

Среди других материалов, представленных в разделе «Материалы о жизни и творчестве поэта», можно найти рапорты Лермонтова, которые он писал во время службы на Кавказе, автографы его стихотворений и их истории. В. А. Мануйлов в своей работе «Михаил Юрьевич Лермонтов», изданной в 1945 году, рассказывает: «В 1835 году Лермонтов начал работу над драмой «Маскарад». В образе главного действующего лица Евгения Александровича Арбенина Лермонтов впервые попытался разработать типичный характер героя своего времени в реальной бытовой обстановке Петербурга 30-х годов. <…> Поэту хотелось увидеть «Маскарад» на сцене или хотя бы напечатать пьесу. Три раза переделывал он свою драму, пытаясь приспособить ее к требованиям цензуры. Но цензоры понимали ее сатирическую направленность и отвечали, что пьеса не может быть поставлена «по причине слишком резких страстей характеров, и также потому, что добродетель недостаточно вознаграждена». 

Лермонтову так и не пришлось увидеть «Маскарад» ни на сцене, ни в печати. Между тем в третьей части электронной коллекции Президентской библиотеки собраны редкие материалы о постановке этой пьесы, премьера которой состоялась в феврале 1917 года. Спектакль, режиссёром которого был В. Э. Мейерхольд, изменил мнение театральной общественности о пьесе как несценичной, и она вошла в репертуар лучших российских театров. 

В разделе, посвященном жизни великого поэта, также можно познакомиться с электронной копией издания 1939 года  «М. Ю. Лермонтов: статьи и материалы». Одна из статей – «Суд над убийцами Лермонтова (Дело штаба отдельного Кавказского корпуса и показания Н. С. Мартынова)» – раскрывает подробности его последней дуэли. Из нее, в частности, также можно узнать, что Мартынов на следствии защищался. Он утверждал, что это убийство не было преднамеренным: «Поединок этот был совершенно случайный.<…> Злобы я к нему никогда не питал, следовательно, мне незачем было иметь предлог с ним поссориться». 

Третий раздел коллекции «Память о поэте» содержит материалы, приуроченные к годовщинам рождения и гибели М. Ю. Лермонтова. Сюда вошли также открытки и фотографии с изображениями памятников поэту и связанных с его именем мест. Кроме того, в этой части можно познакомиться с интересными видеолекциями, подготовленными Президентской библиотекой в 200-летнему юбилею Лермонтова: «Новейшие исследования жизни и творчества М. Ю. Лермонтова в научной школе Северо-Кавказского федерального университета» и «Мера человеческой личности в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».   

Пресс-служба Президентской библиотеки

Читайте также