ЗАПОВЕДНИК

ЗАПОВЕДНИК
640
ЗАПОВЕДНИК
Выражение “музейзаповедник” применительно к парку Монрепо хорошо знакомо всем и, казалось бы, не требует никаких разъяснений. Однако так ли это?

Монрепо, в строгом смысле слова, это не обычный “музей” и не “заповедник”, а их сочетание: “музейзаповедник”. Музеев-заповедников в нашей стране десятки. Павловск, Петергоф, Царское Село, Гатчина, Старая Ладога, Бородино, Болдино, Кижи… И это только самые знаменитые, всемирно-известные. У музея-заповедника “Парк Монрепо”, в этом смысле, весьма “знатные” родственники. Не все, вероятно, знают, что к музеям-заповедникам относятся и Московский Кремль, и Петропавловская крепость, и даже Куликово поле. Как видим, диапазон огромный. Потому существует (не только в теории, но и на практике) довольно сложная классификация, в которой учтены литературно-мемориальные, историко-архитектурные и историко-археологические, историко-художественные и даже научно-технические музеи-заповедники. У каждого музея-заповедника - свой профиль, который зависит от находящихся на его территории объектов (достопримечательностей, памятных мест) и от его ландшафта. Вот оно - ключевое слово: ландшафт.

Природный ландшафт представляет собой самостоятельную ценность, для его охраны и сбережения существуют заповедники и заказники. В том же случае, когда природный ландшафт, ценный сам по себе, вступает в союз с созидающей волей человека, он превращается в ландшафт культурный. Именно такие ландшафты и призваны сохранять музеи-заповедники, в том числе - и “Парк Монрепо”. Природа и культура находятся в пространстве музея-заповедника в единстве. “Старинный дом” и “старое дерево” не тождественны между собой, но и тот, и другое образуют среду обитания человека. Или, иначе говоря, - историческую память, без которой не может существовать человек.

В музее-заповеднике даже уголки дикой природы непременно хранят частицу этой памяти. Так, например, в Монрепо встречается не менее 45 видов растений, которые появились здесь только благодаря человеку, но смогли жить без его помощи и постепенно “одичали”, стали частью паркового ландшафта.

Старинное русское слово “заповедник” изначально обозначало леса (“заповедные леса”), которые было запрещено вырубать. И это первичное значение до сих пор имеет жизненно-важный смысл. В теории все мы понимаем, что и в заповеднике, и в музее-заповеднике действует определенная система ограничений. В заповедном пространстве и впрямь много чего нельзя. В первую очередь - нельзя нарушать биоценозы, то есть те природные “коллективы”, которые включают в себя и животных, и растения, и грибы, и почву. Собирая в Монрепо букет из цветущих ландышей, посетитель часто не задумывается, что те же ландыши растут тут, скажем честно, не для того, чтобы “было красиво”, а потому, что являются звеном сложной цепи.

И заповедник, и музей-заповедник призваны оберегать и дикую природу, и природу окультуренную. Ценность и редкость того или иного природного объекта оценивают специалисты. При этом они нередко сталкиваются с парадоксальным положением: охраняемый редкий вид растений или, например, земноводных тогда находится в большей безопасности, когда о его ценности не трубят на всех углах. Достаточно указать на место, где растет охраняемый, редкий вид цветов, и сразу появляется угроза того, что многие захотят полюбоваться на диковину, и невзначай (а то и сознательно) уничтожат ценное растение.

Разумеется, в Монрепо встречаются редкие и исчезающие виды, занесенные в Красные книги различных уровней. На территории парка и лесопаркового массива произрастает 15 видов редких для Ленинградской области мхов (а всего в Монрепо зафиксировано 160 видов мхов), встречаются здесь охраняемые виды лишайников, кустарников, травянистых растений. Одно из украшений Монрепо - его папоротники, видовое разнообразие которых в парке само по себе - редкость. В расщелинах скал Монрепо растут такие редкие виды как вудсия северная или костенец волосовидный, а на заболоченных участках еще можно встретить гроздовник простой - вид, занесенный в Красную книгу Российской Федерации.

Заповедник - особое пространство. Природа рядом с человеком слишком часто уязвима, и в силах человека ей помочь. Если не активными действиями, то хотя бы тем, чтобы не вредить ей. Музей-заповедник “Парк Монрепо” всегда рад видеть посетителей. Красота Монрепо стоит того, чтобы ее увидели многие и многие. Будем же помнить не только о сегодняшнем дне, но и о тех гостях парка, которые придут в Монрепо завтра, через десять и сто лет.

Юлия МОШНИК, заведующая научно-исследовательским отделом ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

Читайте также