Грабители лезут к вам дом - обороняйтесь. Верховный суд расширил пределы самообороны

Грабители лезут к вам дом - обороняйтесь. Верховный суд расширил пределы самообороны
1234
Грабители лезут к вам дом - обороняйтесь. Верховный суд расширил пределы самообороны

Сегодня 31 мая принято знаковое для россиян и владельцев зарегистрированного в установленном порядке гражданского оружия (в том числе охотничьих ружей и оружия ограниченного поражения – травматического). А именно, согласно п. 1 Повестки «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 года № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление»» принято решение законодательно закрепить принцип превентивной обороны для граждан.

Таким образом, согласно позиции ВС РФ, потенциальным жертвам преступлений можно атаковать злоумышленников первыми, то есть дать преступнику отпор, не дожидаясь активных действий с его стороны. Главный критерий и определение необходимой обороны - наличие реальной угрозы. Теперь если действия обороняющегося непосредственно были направлены на предотвращение реального незаконного посягательства на жизнь и здоровье гражданина, правосудие будет на его стороне.

Насколько реальной была угроза, установят правоохранительные органы под контролем прокуратуры. Реально выраженная угроза как основание к отпору, может быть как словесной, так и выраженной действием. Один из конкретных примеров: злоумышленник направляет на жертву оружие. На практике достаточно предмета, похожего на оружие. Также, согласно закрепленному сегодня принципу превентивной обороны, гражданин может применять физическую силу не только в ответ на угрозу насильственных действий со стороны злоумышленников, но при незаконном проникновение в жилое помещение. Причем в данном случае неважно – вооружен ли злоумышленник и угрожает ли он насилием достаточно самого факта проникновения.

Сегодняшнее пленарное решение ВС РФ является знаковым для граждан России по ряду обстоятельств. В стране более 3,7 млн. владельцев гражданского оружия самообороны и охотничьего оружия. Многие держат оружия «для самообороны», не являясь охотниками. Правоприменительная практика последних десятилетий не была безупречной. Для выяснения всех обстоятельств и фактов, особенно при нанесении разной степени вреда нападавшему, правоохранительными органами проводилась тщательная проверка, после чего устанавливалось нарушение законодательства – превышение пределов необходимой обороны. Или устанавливалась адекватность действий защищающегося при нападении на него. Теперь, с новой позиции Верховного суда, предполагается, что такие дела и проверки будут проходить проще, и суды общей юрисдикции будут учитывать презумпцию необходимой обороны гражданина, при отсутствии нарушений им других норм законодательства и реальности нападения.

Несомненно, это долгожданная новость для всех законопослушных граждан, дающая им уверенность в правоте своих действий при посягательстве на их, жизнь, здоровье и имущество. Интересно, что такая же норма касается не только субъекта защищающейся стороны, но и очевидцев, которые могут защитить такого гражданина. Напомню им, что легально на руках граждан сегодня находится более 6,5 млн «стволов». Хотя за пять последних лет, в том числе из-за усиления мер контроля за оборотом гражданского оружия в стране, а также повышения государственных пошлин для регистрационных действий, повышений стоимости обязательных курсов для владельцев оружия ограниченного поражения (травматического), повышения стоимости и ужесточении правил прохождения соответствующих медицинских «оружейных» комиссий, число владельцев гражданского оружия в России сократилось примерно на полмиллиона. К сведению: 5 лет назад, в России на 100 человек было (в среднем) 12,3 владельцев огнестрельного оружия, в США – 120,5, в Финляндии – 32,4, на Соломоновых островах – 0,2, а в Китае, Ватикане, Индонезии – никто из гражданских лиц официально оружием не владеет.

Заседание Пленума Верховного Суда Российской Федерации прошло в формате веб-конференции.

Андрей Кашкаров

Читайте также