Будущих учёных воспитывают в одной из лучших экошкол региона

Будущих учёных воспитывают в одной из лучших экошкол региона
658
Юные экологи под руководством Ирины Семеновой по пути домой с очередного конкурса прогулялись по Петербургу

Юные экологи из школы № 8 заботятся о природе, изучают её, проводят исследования и знакомят своих сверстников с добытыми и систематизированными знаниями, первыми изобретениями и находками.

Усилия ребят, действующих под руководством преподавателя биологии и географии Ирины СЕМЕНОВОЙ, а также региональных центров дополнительного образования получают высокую оценку.

– Осенью мы участвовали в региональном конкурсе на лучшую экологическую школу, организатором которого выступил комитет по природным ресурсам Ленинградской области совместно с ЛГУ имени Пушкина. И стали призёрами в номинации «Учёный будущего» уже в пятый раз! – говорит Ирина Семенова. – Это большой успех детей, которые хотят заниматься научной работой и успешно ведут ее при поддержке педагогов и руководства нашей школы.

Ирина Семенова рассказывает, что большой импульс к научным изысканиям школьники среднего звена получили в летней экологической экспедиции, проходившей на территории природного заказника «Раковые озёра». Стараются не отставать от старших товарищей и ученики начальной школы. Под эгидой Станции юных натуралистов малыши стали серебряными призёрами в номинации «Экологическое образование – через всю жизнь школы».

Экоактивность – на высоте

Ещё одним большим достижением своих воспитанников Ирина Юрьевна называет участие в региональном этапе Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева. Два ученика заняли вторые места, три – третьи. Одна из них Маша МИКРЮКОВА прекрасно выступила и на Всероссийском этапе, который проводился в столичном химико-технологическом университете. Маша получила рекомендации для дальнейшего участия в фестивале «Леонардо» (Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив для школьников). Педагог подчёркивает, что участие и, тем более, победа в столь значимом для естественно-научного сообщества фестивале даёт старшеклассникам дополнительные баллы при поступлении в профильный вуз. Примечательно, что дистанционный отборочный тур на федеральный уровень «Леонардо» прошли ещё несколько учеников 8-й школы. Вместе с Марией и своей наставницей они поедут на защиту своих работ на весенних каникулах.

Кстати, работа Марии Микрюковой имеет очень актуальное практическое значение – в антивандальных целях она предложила покрывать дома и памятники, здания и сооружения особым составом. Вещество препятствует наклеиванию на поверхность рекламных листовок и прочего информационного мусора. Маша начинала развивать идею в ходе проектных сессий в центре «Интеллект» (Лисий Нос), там же экспериментировала с составом. По рекомендации экспертов школьница просчитала экономическую составляющую своего ноу-хау и представит проект в Москве уже со всеми выкладками.

Проектная работа ещё одного юного учёного Максима НИКОЛАЕВА связана с изучением насекомых нашего района. Интерес к теме проявился ещё в ходе экспедиции на Раковых озёрах. Затем Максим в течение двух летних сезонов изучал интересные «экспонаты» на даче. А свою коллекцию насекомых снабдил QR-кодами, перейдя по которым, можно получить всю имеющуюся по каждому из пятнадцати экземпляров информацию. Ирина Семенова отмечает, что жюри на региональном уровне подкупило интересное оформление работы с применением современных технических подходов.

Тяга к орнитологии

Предметом изучения шестиклассницы Александры РЕМЕЗ стали вороны как потенциальные домашние питомцы. Зачем покупать дорогостоящих заморских представителей фауны, когда можно приручить птицу, считающуюся одной из самых умных?

– Она может подражать голосам, выполнять команды, запоминать. Саша изучила, где обитают вороны, как их быстро приручить, подкармливая зимой. На занятиях в кружке «Друзья леса» во Дворце творчества вместе с Машей СИНЯКОВОЙ они сделали кормушку, которая позволила познакомиться с этими сурового вида птицами поближе. А Маша изучает снегирей.

Кстати, наши читатели, следящие за работами известного биолога и популяризатора природы нашего региона Павла ГЛАЗКОВА, знают, что снегири – это вовсе не перелётные птицы, а зимующие в наших краях. Вот и по результатам наблюдений Маши Синяковой можно узнать, что голодной для них зимой эти красногрудые птицы более заметны в городах на черно-белом фоне деревьев и снега, а летом, когда они перебираются в лес, мы их просто не замечаем на ярком фоне зелени. В давние годы снегирей держали дома в клетке – оказывается, они удивительно поют. Воспитанники «экологической школы», часто бывающие в парке Монрепо в качестве волонтёров, заметили и даже зафиксировали пение снегиря.

Еда, одежда, сверстники

Педагог увлечённо рассказывает о работе каждого из своих учеников. Так семиклассница Таня СЕМЕНОВА избрала предметом своего исследования содержание витаминов и микроэлементов в разных продуктах. Девочка приводит свои доказательства того, что не всегда стоит доверять информации на этикетке. Лучше – узнать обо всем самому и использовать эти знания в построении правильного и сбалансированного рациона. Для этого ученица разработала памятки по витаминно-минеральному составу овощей, фруктов, свежевыжатых соков, семян, орехов и т.д. А Анастасия ВЕЛИКАЯ разработала состав, нейтрализующий в овощах и фруктах нитраты, которые агрономы вносят в почву для увеличения плодоношения.

София ШКАРИНА изучила составы для стирки белья и мытья посуды и создала новые экологически чистые сочетания, безвредные для окружающей среды. Карина КАРТАУС провела психолого-педагогическое исследование взаимоотношений в подростковой среде, особенно со стороны детей с девиантным поведением. Окружающим не нужно реагировать на попытку задеть или спровоцировать собеседника, в большинстве случаев спокойная реакция гораздо конструктивнее. Интерес к теме у Карины неспроста – девушка собирается стать психологом.

Ученица 8-го класса Иванна МАМЕДОВА пропагандирует вакцинацию. Она провела исследование заболеваемости туберкулёзом и теперь приводит результаты своим сверстникам, рассказывая им как будущим родителям о важности своевременных прививок и заботы об иммунитете.

Алина ШУКУРОВА создала путеводитель (в бумажном и электронном вариантах) интересных для посещения в наших краях, но пока ещё не очень раскрученных мест. Скоро работа будет представлена в Выборгском филиале ЛГУ имени Пушкина на тематической конференции под эгидой областного комитета по природным ресурсам в рамках экологического проекта вуза. По мнению педагога, путеводитель может стать достойным вкладом в развитие сферы туризма нашего района.

– В течение учебного года к будущим учёным присоединяется всё больше юных исследователей, начиная с малышей, которые с интересом наблюдают в живом уголке за черепахами и рыбками, а потом пишут об этом в своих работах. Многие, заинтересовавшись, начинают выращивать экзотические растения дома, к примеру, Артём ГАЛКИН год назад посадил китайскую сливу – личи. И вот экзот уже плодоносит, что бывает в комнатных условиях весьма редко, а Артём рассказывает о своем эксперименте одноклассникам на уроке по теме «плоды».

Все вместе – «люди в зелёном»

Помимо научной работы ученики 8-й школы участвуют в масштабных экологических акциях, к примеру, собирают макулатуру. Общий объём оценивается количеством специальной «валюты» – зелёных баллов, которые весной можно обменять на саженцы. В прошлом учебном году общий вес собранной макулатуры принес школе 11 тысяч баллов, в нынешнем – уже свыше 16 тысяч. А это более четырёх тонн вторсырья!

Таким образом с помощью организаторов движения «Сдай макулатуру – спаси дерево» на пришкольной территории появились туи, сирень и другие цветущие растения. Такие инициативы, конечно же, поддерживают директор Алла ЗНОБИШИНА и её советник по воспитательной работе Наталья КУРОВА. А классы-рекордсмены, помимо удовлетворения от полезного дела, получают в награду от руководства школы билеты в кино, пироги и другие подарки.

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также