ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я.ШЕРНСТРОЛЕ

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я.ШЕРНСТРОЛЕ
2602
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я.ШЕРНСТРОЛЕ

Магнус Шернстроле – это последний шведский комендант Выборгского замка. Именно он передал замок и город войскам Петра I. Фамилия нашего героя переводится со шведского языка как «звездный луч» − символ высоких стремлений. Наш герой вполне оправдал свою «звездную фамилию». Знаменитый афоризм: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» − как нельзя лучше характеризует судьбу Шернстроле.

Магнус Шернстроле родился предположительно в 1660 г. в семье Йохана Эриксона Шернстроле − профессора права и вице-президента Апелляционного суда в Дерпте (Тарту). Однако сын профессора выбрал для себя военную карьеру. В 1678 г. Магнус поступил на военную службу в Выборгский пехотный полк в качестве рядового мушкетера. В следующем году он был переведен в Саволакский полк с повышением в звании до прапорщика, а в конце года получил чин лейтенанта. В 1680 г. Магнус уехал в Голландию, где нанялся на службу в гвардейский полк принца Вильгельма III Оранского, будущего короля Великобритании. Служба в гвардии могущественного государя продолжилась лишь четыре года, после чего Шернстроле вернулся в Нарву, где в чине капитана был зачислен в гарнизонный полк. В этом городе Магнус женился на Хелене фон Рор, дочери ингерманландского подполковника Иокима Георга Фредерика фон Рора. Там же его застала Северная война. 

Осенью 1700 г. полк Шернстроле держал оборону Нарвы, пока 19 ноября 1700 г. армия Карла XII не разбила превосходившую ее русскую армию. Сразу после смерти жены в 1701 г. Шернстроле женился второй раз на Марии Луизе фон Функер, дочери бывшего коменданта Нарвы и кузине своей первой жены. В 1702 г. у Магнуса родился сын Йохан, а немного позже дочь София Элизабет. Жизнь новой семьи Шернстроле в Нарве продлилась недолго. Весной 1704 г. Шернстроле получил чин подполковника и стал командиром Бьернборгского батальона, где служили солдаты из западной Финляндии. Одновременно с этим Шернстроле стал комендантом Ивангородской крепости, располагающейся напротив Нарвы на левом берегу реки Наровы. В 1704 г. русская армия вновь осадила «злосчастную» Нарву. Русские войска осадили не только нарвскую крепость на левом берегу реки, но и бывшую русскую крепость Ивангород. 

Как правило, в ходе Северной войны коменданты шведских крепостей предпочитали сдавать крепость противнику не дожидаясь кровопролитного штурма. Ведь в ходе штурма гибли не только солдаты, но и попавшиеся «под горячую руку» мирные жители. После длительной обороны и вылазок гарнизона, а также пробития вражеской артиллерией большого пролома в городских укреплениях комендант мог вступить в переговоры и выторговать для себя выгодные условия капитуляции. Если гарнизон доблестно отбивал все попытки захватить крепость, то ему предоставлялось право торжественно выхода: со своим семьями, оружием, развернутыми знаменами, военной музыкой. Враждующие стороны указывали в специальном договоре условия передачи крепости противнику, а также церемониальные действия. Подобный договор именовался «аккорд», от французского слова «accorde» ‒ соглашаться. Если же комендант крепости не предпринимал должных мер по обороне вверенной ему крепости, то противник мог требовать от коменданта крепости сдаться на «дискрецию», т.е. на милость победителя.

Летом 1704 г. нарвский комендант Хенниг Рудольф Хорн не смог воспользоваться этими военными обычаями, поскольку русская армия в ходе штурма молниеносно захватила Нарву. Однако часть солдат и офицеров успела перебежать по деревянному мосту в Ивангородскую крепость. Вечером того же дня к ивангородскому коменданту был отправлен русский парламентер с предложением сдать крепость на «дискрецию». Желая выиграть время, Шернстроле приказал своим офицерам обмануть парламентера. Русского офицера шведы попросили подождать, пока те отыщут коменданта, а напоследок сообщили, что комендант в Нарве, и неизвестно, жив он или мертв. В следующий раз русский парламентер принес в крепость письмо пленного Хорна с распоряжением сдать крепость русским. Активная переписка между Шернстроле и русским командованием продлилась две недели. Шведский гарнизон Иваногорода оказался без помощи со стороны, а солдаты голодали. Шернстроле созвал офицерский совет, на котором было принято коллективное решение − сдать крепость русским. Шведы попытались заключить договор 15 августа. В это время в Нарве пышно праздновали взятие крепости, поэтому договор о капитуляции был подписан лишь на следующий день. Шернстроле был вынужден сдать крепость на милость победителю, поскольку Ивангород был окружен, и русская армия в любой момент могла пробить проход в древних стенах. Большая часть гарнизона пешим ходом отправилась в Ревель (Таллинн), а два офицера и полсотни солдат на кораблях отбыли в Выборг.

После возвращения на родину Шернстроле не осудили, более того, он получил чин полковника. В 1708 г. Бьернборгский батальон оказался в Выборге, откуда ушел в неудачный поход на Петербург, а полковник стал комендантом Кексгольма (Приозерск). В феврале 1710 г. Шернстроле стал командиром Выборгского батальона. Кроме того, комендант Выборгской крепости Захариас Аминофф был стар и болен. Поэтому Шернстроле стал вторым комендантом. В город он приехал лишь за несколько недель до прихода русской армии. 

Через три недели после начала осады Выборга Шернстроле отправил из крепости на вылазку к Смоляному мысу двести гренадер. После короткой перестрелки на льду залива шведы с большими потерями были вынуждены ретироваться. Этот факт не помешал коменданту отправить письмо шведскому генералу Любекеру, в котором говорилось о сотнях убитых русских в результате дерзкой вылазки. Однажды Шернстроле распорядился перенести оружие и боеприпасы из замкового цейхгауза в город. Уже на следующий день в здание попала русская бомба. Если бы не прозорливость коменданта, то от взрыва всех снарядов от здания не осталось бы и камня на камне. Оборону замка и города отягощал голод, который солдаты начали испытывать еще до осады. В один из пасхальных дней случился курьезный случай. К стенам замка прибыл русский барабанщик «и попросил вина и пива», комендант не смог отказать ему в этих маленьких радостях. 

В ходе двухмесячной бомбардировки русской артиллерии удалось обрушить часть городской стены. Голодные и больные шведские солдаты вряд ли смогли бы отразить штурм. Шернстроле знал что такое штурм не понаслышке. Как и в Ивангороде Магнус собрал офицерское собрание, чтобы разделить ответственность с подчиненными. Нашему герою второй раз в жизни пришлось вести переговоры о капитуляции крепости. В этот раз комендант не стал тянуть время, однако вновь настаивал на «аккорде». Обе стороны подписали соглашение о сдаче крепости 12 июня, со шведской стороны среди прочих стоял автограф Магнуса Шернстроле. Через два дня в город вошел Петр I во главе своего лейб-гвардии Преображенского полка и принял караулы у шведского гарнизона по военному обычаю того времени. Вскоре шведский гарнизон был арестован в нарушение договора «за многие неправды». Русский царь напомнил шведам о их нарушениях военной дипломатии. Кроме того, после Полтавской битвы царь воспринимал солдат из захваченных русской армией прибалтийских провинций как своих подданных. Например, в июле 1710 г. Ригу смог покинуть шведский гарнизон крепости, кроме солдат родом из Выборгской провинции и прибалтийских земель.

Вместе со своей семьей Магнус Шернстроле был увезен в Петербург, а затем в белорусский Пинск. Лишь после заключения Ништадтского мирного договора в 1721 г., когда Выборг и Карельский перешеек официально вошли в состав Российской империи, Магнус с семьей вернулся в Швецию. Офицера, который отдал противнику две крепости, не осудили, его повысили в чине до генерал-майора. Позже Шернстроле возглавил хорошо знакомый ему Саволакский полк. Умер Магнус Шернстроле 18 декабря 1734 г.

Алексей Мельнов, старший научный сотрудник Выборгского объединенного музея-заповедника

Читайте также