ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ВАЛЫ
Впечатление мощи и неприступности Выборгского замка визуально создается за счет облицовки опорных стен Замкового острова диким валунным камнем. В последние годы произошло несколько обрушений кладки замковых валов, и эти события незамедлительно привлекли внимание горожан. Сегодня мы расскажем о роли крепостных валов в замковой архитектуре и об истории строительства «каменной одежды» валов Выборгского замка.
Слово «вал» пришло в русский язык из немецкого, хотя едва ли мы вспоминаем об этом, когда речь идет, например, о Крымском Валу в Москве. Традиционно «вал» обозначал любую стену, для строительства которой, так или иначе, использовалась земля. Однако в фортификационной науке существует особый термин для прямых каменно-земляных валов – куртина. Впервые этот термин появился в XVI в., с появлением первых бастионов, о которых мы уже рассказывали в одной из статей. Слово куртина («courtine») пришло к нам из французского языка и изначально обозначало театральный занавес, висевший между двумя столбами. В оборонном зодчестве слово приобрело новый смысл ‒ прямой крепостной вал, соединяющий два бастиона.
В отличие от характерных для средневековья высоких, но тонких каменных стен, куртина состояла из облицованной камнем или кирпичом стены, за которой насыпался толстый земляной вал, а над боевой площадкой возвышался бруствер с амбразурами, прикрывавший артиллерию и оборонявших крепость солдат. Выбор материала для постройки эскарповой (т.е. обращенной к противнику) стены зачастую зависел от местных природных ресурсов: на севере Германии и в Польше использовали кирпич, в Прибалтике – известняк, а в Выборге – гранитные валуны. Меньше других в осадных действиях повреждались куртины, построенные в «нидерландской манере» и покрытые дерном. Впрочем, штурмовать подобные укрепления было относительно легко.
В Выборгском замке первые оборонительные валы появились в первой половине XVI в. Сначала вдоль береговой линии были установлены деревянные срубы из бревен или бруса, а затем они были засыпаны битым кирпичом, камнями и землей. Такие укрепления достигали в высоту до восьми метров при толщине в четыре метра. Эти сооружения были настолько массивны, что прямо в них были устроены двухэтажные бревенчатые дома, в которых жили солдаты многочисленного замкового гарнизона. Из сохранившихся замковых отчетов мы знаем о «двухэтажном доме, состоявшем из четырех изб и шести коморок», а также о построенных на валах двух избах для солдат, расположенных «одна над другой высотою с вал». Вследствие ураганов, наводнений и обильных дождей казармы быстро отсыревали, крыши протекали, а местами и проваливались. Такие условия жизни, как мы понимаем, самым пагубным образом сказывались на здоровье солдат.
Во время осады крепости артиллеристы атакующих войск старались совершить как можно больше попаданий в одну и ту же точку в основании эскарпа, чтобы обвалить нависающую каменную стену. После того, как в укреплении образовывался широкий пролом, начиналось осыпание грунта, по которому атакующие колонны взбирались на вал. Недолговечность дерево-земляных укреплений, а также их непрочность вынуждали властителей замков одевать куртины в камень. После своего визита в Выборг в 1555 г. шведский король Густав Васа дал указание выборгскому наместнику Класу Кристерссону Хорну сделать валы ниже и шире, а «высокие и бесполезные башни срыть», как то предписывала фортификационная наука. Работы по возведению каменного вала начались только в 1559 г. За несколько лет на берегу, обращённом к городу, была построена стена из валунов и кирпича, толщиной в три с половиной метра и высотой три метра. Не прошло и десяти лет, как часть первой каменной куртины замка обвалилась, и проем пришлось заделывать проверенным способом – бревнами и землей.
Куртина на участке от замковых ворот до южного угла и вал напротив города были окончательно одеты в камень только в 1579–1584 гг. Несмотря на непрочность и пожароопасность деревянных укреплений, весь северный вал замка от главных ворот до северного бастиона в 1615 г. все еще состоял из бревенчатых клетей, засыпанных грунтом. Выборгскому наместнику Хенрику Улофссону Стуббе пришлось даже жаловаться в Стокгольм на то, что замковые валы разрушаются, и к тому же для ремонта стены и вала «нет ни людей, ни извести, ни других материалов». Несмотря на все трудности, в первой половине XVII в. был сооружен каменный вал на северном берегу Замкового острова.
На планах Выборгского замка, составленных Лоренцем Стобеусом в первые годы Северной войны, можно увидеть, что каменные куртины по своей форме и высоте почти не отличаются от современных. Во время осады Выборга в 1710 г. русское командование планировало обрушить северо-западный вал и взять замок штурмом, но вскоре от этой затеи отказались. Тем не менее, именно этот участок замка сильнее всех пострадал от русской артиллерии. В первые же месяцы после взятия крепости русской армией осыпавшаяся земля была убрана, и в проломе сооружены временные бревенчатые валы. В первой половине XVIII в. западнее замка строится бастионный кронверк святой Анны, и валы замка теряют прежнее оборонительное значение. Тем не менее, на протяжении столетия по всей окружности острова каменные куртины и земляные брустверы регулярно ремонтировали. Примечательно, что в 1806–1807 гг., накануне последней русско-шведской войны, был заново переложен каменный эскарп, обращенный к Абовскому (Крепостному) мосту, а берег укреплен путем забивки деревянных свай.
Валы Выборгского замка получили современные очертания в XIX в. Северо-западный вал был переложен в 1830-е годы, а в последующее десятилетие завершились работы на юго-восточном участке, в ходе которых была спрямлена куртина, обращенная к городу. Из-за того, что уровень воды в заливе постоянно меняется, фундамент куртин, укрепленный на деревянных сваях, со временем подгнивал, грунт проседал, и каменные стены обваливались на берег острова. На обрисовке фасадов замковых валов, выполненной выборгской инженерной командой в 1889 г., наглядно показано удручающее состояние каменной облицовки. В ходе последней реконструкции замка обвалы были устранены, а береговая линия укреплена сваями и грунтом.
Как видно из строительной истории замка, сто двадцать лет – большой срок для такого сложного инженерного сооружения, как каменный вал. За это время береговую линию размыло, деревянные сваи постепенно выдавливаются из грунта, а каменная облицовка со стороны моста обрушилась. В 2015 г. осыпавшуюся облицовку стены реконструировала выборгская реставрационная группа, а каменное ожерелье Выборгского замка все еще ждет своего полного обновления.
Алексей МЕЛЬНОВ, старший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника