ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ОСТРОВ ЧАСТЬ 2
Строения Выборгского замка занимают почти всю площадь острова. «Замок на скале» – вот что привлекает к себе внимание многочисленных посетителей. Однако еще на подступах к замку те же посетители сразу замечают рядом со старинными стенами и башнями пышную растительность. Деревья, кустарники, травы и цветы – неотъемлемая часть островного ландшафта. Скалу Замкового острова никак не назовешь «голой». Сегодня мы расскажем о том, что растет на Замковом острове.
По предположениям специалистов, первоначальный почвенный покров на острове был совсем тонким – от 10 до 20 см. Неудивительно поэтому, что никаких бурных зарослей на острове в конце XIII в., когда был заложен замок, не существовало. А когда замок возник, главной заботой были, конечно, фортификационные сооружения, а не зеленые насаждения. (К слову сказать, плотность застройки острова даже к середине XVII в. была невелика, около 30 % от общей площади.)
По оценкам 2005 г., на Замковом острове были обнаружены семьдесят восемь видов растений, относящихся к тридцати трем семействам. В наши дни уже трудно сказать, в какое время то или иное растение появилось на острове. Конечно, некоторые сведения можно почерпнуть из старых изображений и фотографий, но уверенно говорить о растительном мире Замкового острова можно только опираясь на картину сегодняшнего дня. Ныне на острове широко представлены астровые или сложноцветные (от одуванчика до полыни), розоцветные, бобовые (это не только клевер, но и мышиный горошек), крестоцветные (от сурепки до борщевика), злаковые (например, мятлик луговой) и многие другие. Из всего этого многообразия 18 видов растений имеют применение в научной медицине. Не все, быть может, знают, что, например, растущая на острове льнянка обыкновенная используется как природный инсектицид, а желтая акация – как лечебное средство при ожогах.
Большой интерес представляет для нас известное изображение Выборга и Выборгского замка, выполненное в 1681 г. Эриком Дальбергом (о котором мы уже рассказывали в свое время). На гравюре по рисунку Дальберга в районе Южного вала хорошо видны семь крупных деревьев. Деревья лиственные, однако точно определить их вид по рисунку все же нельзя. Деревья растут на примерно одинаковом расстоянии друг от друга и, возможно, их шарообразные кроны – результат формовки. В любом случае перед нами – искусственная посадка, а не «самосев».
Мы не знаем, какова была судьба изображенных Дальбергом деревьев, но история с посадками на острове не ограничилась XVII веком. На старых финских фотографиях видно, что здесь прижился виноград девичий пятилисточковый. Много десятилетий спустя, в 2005 г., случайно обнаружилось, что в одной из замковых стен пробился виноградный росток. К сожалению, ему не удалось выжить, однако сам факт его появления внушает осторожный оптимизм. Но о винограде – чуть позже.
На острове растут, так называемые, культурные виды растений. К ним относятся малина, смородина и крыжовник. Выборгский историк Галина Большакова рассказала, что они появились на острове стараниями первых сотрудников Выборгского краеведческого музея, т.е. в середине 1960-х. Красивый клен (на нижнем дворе, перед зданием администрации музея-заповедника), в тени которого так любят отдыхать наши посетители, был посажен руками В.В. Камрыш всего лишь в начале 1980-х.
Вероятнее всего, яблоня выросла из косточки съеденного одним из посетителей яблока.
В истории растительного мира Замкового острова есть и свои, увы, законченные главы. Так, в 1990-е исчезли золотой шар и маки, которые росли за зданием администрации у внешней стороны крепостной стены. В 1998 г. из соображений безопасности спилили одну из серебристых ив, встречавших посетителей при входе на остров.
В начале XX в. на острове появились липы. А уже в годы существования в замке музея, когда директором был П.Ф. Ладанов, на высокой юго-восточной оконечности острова были высажены новые липовые саженцы. Однако впоследствии было принято решение об их вырубке.
Вообще же деревьев и кустарников на острове много. Это клены, липы, березы, бузина, боярышник, сирень. Обилие «крупногабаритной» растительности вызывает два вопроса. Во-первых, насколько эти деревья и кусты могут быть опасны для архитектурных памятников, в частности – подпорных стен, кладки валов и сводов подземных помещений? Известно правило: размер кроны дерева равен размеру его корневой системы. Так что нетрудно определить, сколь обширны корни у замковых деревьев. С одной стороны, на острове не растет дубов-исполинов, так что предположение о том, что весь он пронизан корнями – неверно. С другой стороны, в условиях, когда часть подпорных стен сделана из дикого камня без использования раствора, корни могут играть роль своеобразного «бандажа», удерживающего камни и почву.
Второй же вопрос – что будет, если эти деревья все-таки срубить и сделать сооружения замка более открытыми, как это было в XIX в.? Подобное решение было бы опрометчивым. И вот почему. Многочисленные лиственные деревья на острове – это естественные каналы для испарения жидкости, т.е. воды, накапливаемой и деревьями, и почвой. По сути, деревья на острове – это природная «ливнёвка», т.е. система естественного дренажа для дождевых стоков. Если убрать деревья на острове, потребуется создавать рукотворный дренаж, а это сложная гидротехническая конструкция. Сложная тем более, что, как известно, деревья питают не только дожди, но и грунтовые воды. А вот грунтовые воды Замкового острова – это то, что еще только предстоит обследовать и изучить. Точной информации не имеется до сих пор. Даже сведения о том, где на острове в средневековье были колодцы, крайне скудны и расплывчаты. То есть специалисты не могут уверенно говорить не только о воде для деревьев, но даже о воде для людей, обитавших на Замковом острове. Будем надеяться, что предстоящие реставрационные работы на острове смогут хотя бы частично ответить на эти вопросы.
Но вернемся от неизвестного к известному, в данном случае – известному и хорошему. В 2014 г. на Замковом острове прошла акция «Украсим розами замок». Инициатором этого события стал петербургский флорист-энтузиаст Михаил Малов. По замыслу Малова, остров должен был украситься культурными растениями, которые бы вписались в ландшафт острова. Было решено начать с винограда и роз. Вьющийся виноград на стенах Комендантского дома – это один из результатов акции М. Малова. Но главными героями акции стали, конечно, розы. «Техническое задание» было простым: розы должны были быть зимостойкими, корнесобственными и имеющими некие исторические параллели в прошлом. Для Замкового острова, где долгие годы проводились реконструкции рыцарских турниров, были выбраны розы старинных сортов Alba suaveolens (белая) и Rosa officinalis (алая). Это – розы, давшие название одной из самых известных войн средневековья – войне Алой и Белой Розы, противостояния Йорков (с белой розой на штандартах) и Ланкастеров (с красной). Старинные сорта роз на Замковом острове – это, конечно, некоторая условность, но она не противоречит духу средневековья. Часть посаженных в 2014 г. роз все же погибла, однако другие акклиматизировались и хорошо себя чувствуют.
Конечно, на острове и вокруг него есть и своя жизнь животных, и диких, и прирученных. Мы надеемся однажды рассказать и о ней. Пока же напомним в очередной раз, что незыблемая, на первый взгляд, громада Замкового острова – это биосистема, подверженная многочисленным угрозам и техногенного, и антропогенного свойства. Потому залог долговечности Замкового острова – наше бережное отношение к нему и всем его обитателям.
Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник
Юлия МОШНИК, учёный секретарь Выборгского музея-заповедника
Благодарим Н.С. Федорову и В.О. Цоя за помощьпри написании статьи.
Читайте также
-
«Великолепная пятёрка» или «педагогические надежды» Выборгского района
-
Испытательный период перед бракосочетанием длился больше полувека
-
В Выборге прошла очередная акция «Окопная свеча»
-
Регби – спорт жёсткий и прекрасный
-
В Красносельском поселении живут настоящие хозяйки
-
Официальные подробности ДТП у отдела ГАИ в Выборге