ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ДАЛЬБЕРГ

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ДАЛЬБЕРГ
1838
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ДАЛЬБЕРГ

Даже тем нашим читателям, кому ничего не скажет имя Эрика Дальберга, наверняка известно изображение Выборга и Выборгского замка с пересекающим передний план Крепостным (Абовским) мостом и увенчанной ступенчатым куполом башней св. Олафа. Эта старинная гравюра с видом Выборга – удивительный по точности и мастерству исполнения документ, созданный талантливым инженером, картографом и выдающимся фортификатором, которого уже современники называли «шведским Вобаном».

Эрик Йонссон Дальберг родился 10 октября 1625 г. в Стокгольме в крестьянской семье. Мальчик рано осиротел, однако смог получить  образование, поступив в чертежную школу Гамбурга. Уже в раннем возрасте Эрик стал проявлять интерес к искусству фортификации. В 1641 г. Дальберг устроился на работу писцом в канцелярию главного казначея Мекленбурга – Гердта Реншельда, отца фельдмаршала, командовавшего шведской армией под Полтавой. Должность Дальберга позволяла ему совершенствоваться в чертежной технике, а также глубже изучить математику, архитектуру и картографию. В 1647 г. Эрик был произведен в кондукторы (воинское звание чертежника в инженерном управлении), а через три года  он был направлен во Франкфурт на переговоры по вопросу выплаты Швеции контрибуций по итогам Тридцатилетней войны. В командировке Дальберг познакомился с известным франкфуртским издателем Маттео Мериана, с которым подписал выгодный контракт на составление карт.

В 1656 г. Дальберг в качестве военного инженера впервые оказался на передовой: Швеция в это время вторглась в границы Речи Посполитой и захватила Варшаву. Во время шведско-датской войны 1657-1658 гг. он уже руководит штабом инженеров-фортификаторов, оставаясь при этом в скромном чине подполковника. Идеи Дальберга по строительству укреплений и его мастерство в организации осадных работ были замечены не только в Швеции. Он получил предложение поступить на службу к английскому монарху Карлу II, но отказался от него из патриотических чувств. Как оказалось, не зря: на родине таланты Дальберга были со временем оценены по достоинству. В 1676 г. Дальберг стал начальником шведской королевской фортификации. Этот пост он занимал четверть века, совмещая его с высокими административными должностями: в 1693 г. ему был пожалован графский титул и звание генерал-фельдмаршала, а спустя три года он стал генерал-губернатором Ливонии. 

В сентябре 1681 г. Эрик Дальберг выехал из Стокгольма с целью инспекции пограничных с Россией крепостей. Высокопоставленный чиновник прибыл в Выборг 11 октября и пробыл в городе всего три дня. За это время Дальберг успел составить для короля отчет о состоянии крепости и сделал некоторые зарисовки. Инспектор отметил удачное месторасположение выборгской крепости и наличие гавани для грузовых кораблей. Впрочем, недостатков он обнаружил значительно больше: площадь Замкового острова слишком мала и расширить ее невозможно, неудовлетворительные «пропорции и оборонные качества городских укреплений», городские стены и валы частично (а на некоторых участках – полностью) разрушены. Главным же недостатком Выборга, по мнению Дальберга, было расположение городского района Сииканиеми (территория Аннинских укреплений и Петровского поселка). В отчете, поданном королю, инспектор отметил, что в случае войны «посад будет сожжен, поэтому было бы желательно принудить жителей Сииканиеми строиться внутри городских стен». Забегая вперед, заметим, что именно так и произошло с приходом русской армии под стены Выборга в 1710 г. Относительно состояния Выборгской крепости Дальберг вынес неутешительный вердикт: «не может оказать реального сопротивления». Справедливости ради надо сказать, что все проинспектированные Дальбергом крепости получили негативные отзывы инспектора, в особенности Нарва и Ниеншанц.

За свою жизнь Дальберг собрал внушительную коллекцию гравюр, эстампов и чертежей, которая после его смерти была издана в 1716 г. под названием «Suecia Antiqua et Hodierna» («Швеция древняя и новая»). В этом собрании гравюр представлено 469 изображений на 353 листах. Изначально предполагалось, что издание будут дарить монархам и послам. Альбом неоднократно переиздавался и последний раз был отпечатан всего тридцать лет назад. Только три города Финляндии удостоились чести быть изображенными в альбоме: Тавастехус (Хямеэнлинна), Торнео и Выборг. Незначительная часть гравюр была изготовлена самим Дальбергом. Основная же работа по подготовке рисунков к гравировке выполнялась иностранными мастерами. Гравюра с изображением Выборга была подготовлена голландцем Яном ван Авееленом и издана в 1709 г., за год до взятия города русскими войсками. При подготовке изображения к печати, как это случалось и с другими эстампами, голландец использовал черновой рисунок Эрика Дальберга, дорисовав и отретушировав его. 

Сам исходный рисунок Эрика Дальберга известен значительно меньше, чем гравюра на его основе. Выполнен он был, вероятно, в ходе инспекции Выборга в 1681 г. Панорамный вид на город был зарисован с Петровской горы, однако автор немного изменил пропорции, в результате чего зритель как будто парит над Смоляным мысом. На переднем плане вдоль берега видны очертания смоляных амбаров, которые и дали название мысу. Справа в гавани ждут погрузки два парусных корабля, возможно под голландским флагом, поскольку купцы из этой страны были особенно заинтересованы в покупке выборгской смолы. Выборгский замок вполне узнаваем. Обращает на себя внимание замысловатый ступенчатый купол башни св. Олафа и подъемный мост перед замковыми воротами. С разводного моста мы попадаем на деревянный Абовский (Крепостной) мост, покоящийся на засыпанных валунами и землей деревянных срубах. К городским воротам Рингпортен по мосту идут стражники с длинными копьями. За воротной башней и городскими валами угадывается двухэтажное здание городской Ратуши, а по левую сторону площади силуэт дома купца Борхарда с витиеватым барочным фронтоном. Среди частокола высокоскатных черепичных крыш в небо устремлен шпиль колокольни Кафедрального собора с флюгером в виде петуха. Главный городской собор еще сохранил свой строгий средневековый облик. 

Судя по всему, ван Авеелен лишь взял за основу рисунок Дальберга, заменив смоляные склады на переднем плане на дома горожан и дорисовав рядом с ними необычную башню. Для придания равновесия композиции мастер увеличил флотилию в городской гавани, изменил пропорции и очертания некоторых построек, а также снабдил гравюру поясняющими подписями, поместив наверху герб города с названием «Выборг».

Весной 1697 г. в Ригу из Москвы прибыло Великое посольство, в составе которого был урядник Преображенского полка Петр Михайлов. Любопытный русский офицер проявил интерес к укреплениям Риги и попытался измерить высоту бастионов рижской крепости, детища Дальберга. Увидев это, шведский караульный солдат пригрозил открыть огонь и, если верить легенде, даже сделал предупредительный выстрел. Неосторожным русским офицером оказался… Петр I, путешествовавший под именем Петра Михайлова. Эрик Дальберг еще долго отчитывался в письмах шведскому королю Карлу XII по поводу этого дипломатического скандала. В свою очередь, Петр I не смог забыть происшествия в «проклятом и гиблом месте» и объявил рижский инцидент поводом вступления России в Северную войну. Фельдмаршал Дальберг руководил успешной обороной Риги во время двух осад крепости союзными России саксонскими войсками в течение 1700 г. Худшие опасения Дальберга насчет падения шведских крепостей под натиском русской армии сбылись уже после смерти фортификатора в январе 1703 г. 

Алексей МЕЛЬНОВ, старший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника

Читайте также