Что связывает финскую семью Кённи с Часовой башней в Выборге

Что связывает финскую семью Кённи с Часовой башней в Выборге
2646
Часовая башня Выборга. На левой части рамы механизма часов выбито имя мастера Йохана из Юли-Кённи

Часы, установленные на Часовой башне в Выборге, были изготовлены в 1848 году Йоханом Юля-Кённи.

Кённи – финский род часовщиков. Его основатель, сын крестьянина Яакко Кённи, родился в 1721 году. Освоив кузнечное ремесло, он стал искусным кузнецом, часовщиком и оружейником. Изготовленные им ружья и настенные часы пользовались огромным спросом.

С годами словосочетание «Часы Кённи» стало нарицательным, термином, означающим высокие напольные часы.

Самые выдающиеся представители этого семейства – братья Яакко и Йохан Кённи – были часовщиками в третьем поколении. В 1816 году они поделили между собой большое хозяйство, образовав два торговых дома – Ала-Кённи и Юля-Кённи. Произошло своего рода разделение труда: Юля-Кённи имел литейных цех, где выпускались шестерни и другие необходимые детали; в Ала-Кённи проходила сборка часов.

Все башенные часы, произведённые семьей Кённи до 1880 года, имеют одинаковую конструкцию: высота часового механизма достигает метра, а ширина -60 см.

Владелец Ала-Кённи, Яакко стал первым в Финляндии производителем башенных часов. В 1822 году он изготовил часы для здания Сената в Хельсинки, которые до сих пор находятся в рабочем состоянии. В их установке принимал участие его 24-летний сын Йохан.

Сенатские часы имеют два циферблата. Один из них выходит на площадь, а второй – во двор. Диаметр циферблата на фасаде - 1,35 метра. Изначально он был чёрного цвета, но под воздействием солнца и уличной пыли, разносимой ветром, стал белым. В 2010 году часовой механизм разобрали и по частям доставили в мастерскую для реставрации. В том же году его вернули обратно: мастера посчитали, что часовой механизм находится в достаточно хорошем состоянии и нуждается лишь в незначительном ремонте. Восстановлением циферблатов занимался золотых дел мастер - арабские цифры и стрелки покрыли золотом, а циферблатам вернули первоначальный вид.

Сын часовщика Яакко, Йохан (названный так в честь своего дяди), помогавший отцу с Сенатскими часами, пошёл по стопам отца. Мастер в четвёртом поколении, он стал хозяином Ала-Кённи. Благодаря ему было налажено производство часов в промышленных масштабах. Йохан сделал пять башенных часов. Одни из них в 1830 году были установлены на фасаде Библиотечного флигеля парка Монрепо. На табло имелась только часовая стрелка, что было типичным для Кённиляйнена, так называемых домашних часов Кённи.

От этих часов до наших дней сохранился лишь покрытый белой эмалью металлический циферблат с чёрными римскими цифрами. Да и тот изъеден коррозией и не подлежит восстановлению.

По информации, размещённой на сайте парка Монрепо, современный аналог часов Кённи вновь появится на Библиотечном флигеле, и посетители парка смогут каждый час слышать их мелодичный бой.

Хозяин Юля-Кённи Йохан, как и его старший брат Яакко из Ала-Кённи, тоже был искусным часовщиком. За особые заслуги Николай I наградил мастера почётной серебряной медалью.

Йохан изготовил 7 башенных часов. Одни из них в 1848 году были установлены на Выборгской часовой башне, взамен часового механизма, привезённого из Хельсинки часовым мастером во втором поколении Петтером Эльфстремом.

Однако самым известным его заказом стали часы для собора св. Николая в Хельсинки, построенного по проекту Карла Энгеля. Часы верно служили до 1902 года, пока не сломались. Неисправный механизм заменили на новый, а оригинальный циферблат используется до сих пор.

Последним хозяином Юля-Кённи и мастером в четвёртом поколении стал сын Йохана Яакко. Так же, как и его отец, он руководил литейным цехом и поставлял детали для нужд мастерской Ала-Кённи.

Большую часть жизни он проработал вместе со своим отцом и, возможно, тоже приложил свою руку к изготовлению часов для Часовой башни, а может, даже и к последующей их установке.

Яакко Кённи умер в 1861 году. Его дети были слишком малы для того, чтобы он мог научить их своему мастерству. Цепочка часового ремесла длиною в сто лет и четыре поколения прервалась, и производство часов Кённи постепенно прекратилось.

Имя Кённи было хорошо известно не только в Финляндии, но и далеко за её пределами. Их работы получили такую известность, что об изобретательности и мастерстве братьев слагали легенды.

В 1947 году была создана семейная ассоциация Кённи. Ее основная цель заключается в сохранении традиций и поддержание постоянной связи между членами семьи.

В статье использованы материалы книги семьи Кённ «Jonsei Piru nii Könni».

Денис ГИЛЬМАНОВ

Семейная ассоциация Кённи. 2006 год

Читать все статьи автора Денис Гильманов

Читайте также