Выборг отмечает юбилей Бориса Фурнэ

3535
22 ноября Борису Петровичу исполнилось бы 80 лет

С 1971 по 2000 годы режиссером Народного театра в Выборге был Борис Фурнэ.  В памяти жителей нашего города театр, располагавшийся в Доме культуры, навсегда связан с его именем. 22 ноября Борису Петровичу исполнилось бы 80 лет.

Ни декораций, ни телефона

В первые послевоенные годы главной концертной площадкой нашего города был Дом офицеров, на его сцене выступали известные артисты и творческие коллективы со всей страны. Тут был и зал на 600 мест, и библиотека с читальным залом, и даже бильярдная, ну и, конечно вежливые билетёрши и гардеробщицы. Неудивительно, что один из первых творческих коллективов города (Театр советской армии) зародился именно здесь, а первый спектакль по пьесе А. Успенского «Жили три друга» был поставлен 6 ноября 1948 года.

Внутреннее убранство будущего Выборгского городского Дома культуры сильно отличалось от Дома офицеров. Организатор кружков художественной самодеятельности В. Пешехонова вспоминала, как с опаской и растерянностью ходила по огромному пустому помещению. Не было ничего — ни мебели, ни декораций, ни телефона, отсутствовали техник, кассир и бухгалтер. С большим трудом ей удалось найти приличный лист бумаги, чтобы написать объявление, приглашающее всех желающих принять участие в организации художественной самодеятельности. Первыми пришли двое молодых людей, одного из них звали Олег Бауман, позже он стал актёром театра. Вскоре заработал драмкружок. С музыкой помогли преподаватель по классу рояля Нина Чухалдина и баянист Андрей Иванов.

 На первом концерте в зрительном зале было темно, на сцене горела одна электрическая лампочка, а занавеса и вовсе не было. В этот период в Выборге было трудно достать не только искусственный источник света, но даже и чайный стакан. В антракте, чтобы согреться, зрители с большим удовольствием танцевали вместе с актёрами, было тепло и весело. «Немного мы могли тогда предложить, но не пустовал зрительный зал, и щедрыми на аплодисменты были сидящие в нем», - вспоминала В. Пешехонова.

Прошло совсем немного времени и Дом культуры наполнился молодежью - рабочими, студентами и учащимися, для которых открылось большое количество кружков: хоровой, хореографический, кройки и шитья, школа бальных и западноевропейских танцев, театральная студия.

В главных ролях слесарь и бухгалтер

В мае 1948 года в Выборгский дом культуры на должность художественного руководителя пришел Иван Устинов, прослуживший с 1940 по 1948 год в театре Краснознамённого Балтийского Флота и окончивший курсы сценического мастерства в Ленинградском государственном академическом театре. Через два месяца театр показал зрителям свою первую работу — пьесу А.Малюгина «Старые друзья». На сцене играли не профессиональные актёры, а представители самых обычных профессий, всей душой любящие драматическое искусство. Два месяца Устинов обучал актёрскому мастерству слесаря Романова, домашних хозяек Егги и Петрокович, бухгалтера столовой №10 Сыромятникову и всех 24 будущих актёров… В 1951 году Иван Устинов покидает свой коллектив и пять лет работает режиссёром и актёром в театрах других городов. В 1956 году возвращается в Выборг, с целью создания первой театральной студии в Ленинградской области на базе Выборгского дома культуры.

В сентябре 1958 года на заседании исполкома Выборгского горсовета депутатов трудящихся, учитывая возросшее мастерство коллектива театральной студии Дома культуры, было принято решение о создании драматического театра народного творчества, на должность главного режиссёра был назначен Иван Устинов. Для систематических выездов в отдалённые места района и области театру был выделен автомобиль марки «ЗИЛ-151».

В 1965 году коллектив народного театра Выборгского городского Дома культуры приглашают в Москву на Первый Всесоюзный смотр народных театров, проходивший в Кремлёвском дворце. Играли «Клопа» по пьесе Маяковского. Фурнэ вместе с женой, Ниной, были введены в спектакль, Борис Петрович играл несколько эпизодических ролей. Коллектив был настолько сильный, что у некоторых сложилось устойчивое мнение: в спектакле тайно участвуют профессиональные актёры. Тогда коллективу было присвоено звание Лауреата всероссийского смотра, а Устинову сказали: «Ваш театр Вас перерос». К сорокалетию Ленинского комсомола театр показал спектакль по пьесе Ф. Бондаренко «Как закалялась сталь», после чего ему было присвоено звание Народного театра. Практически в это же время коллектив театра Советской Армии, располагавшийся в Доме офицеров, также получает звание народного.

Из газеты "Выборгский коммунист"

«У нас сменился 21 режиссер, а у них – два»

Николай КУЗЬМИН пришёл в Выборгский народный театр Советской Армии в ноября 1977 года, на тот момент ему было 29 лет. В театре он уже 42 года, за это время сыграно 42 роли. Первую свою роль он получил в спектакле по пьесе А. Сафронова «Земное притяжение». С 1996 года Кузьмин занимает должность заведующего постановочной частью Выборгского Народного театра МАУК КДЦ.

Наши театры находились рядом и мы, конечно же, были в курсе того, что происходит у соседей. Некоторые актёры играли сразу в двух театрах, ведь у Фурнэ было чему поучиться. За 72 года у нас в театре сменился 21 режиссёр, а у них было всего два, причём последним был Фурнэ. Николай Кузьмин

Первый раз Николай Кузьмин увидел Бориса Фурнэ на празднике посвящённом дню ВМФ. В костюме Петра Первого, опершись на трость, тот рассекал на катере акваторию Большого Ковша. 

Николай Михайлович высоко оценивает талант Бориса Фурнэ и считает, что он был не только высокопрофессиональным режиссером, но и замечательным организатором, и очень надеется, что актёры театра Фурнэ найдут в себе силы для создания книги о талантливом режиссёре и его театре.

Бауман, Курицина и Сапрыкина – какие актеры были!

Осенью 1971 году Устинов передал Фурнэ свои полномочия и уехал в Ленинград, оставив новому режиссёру всего одного актёра. Пришлось начинать все сначала. Борис Петрович принялся обзванивать одного за одним всех артистов. Таким образом набралось семь человек, среди которых были: Олег Бауман, Алина Курицына и Нэла Сапрыкина. В таком составе театр ставит на ленинградской сцене пьесу Э. Брагинского и Э. Рязанова «Сослуживцы». Постепенно актёры вернулись в театр, новому режиссёру поверили, труппа возросла до пятидесяти человек. На очередном смотре Народных театров в Москве спектакль «Птицы нашей молодости» по пьесе молдавского драматурга Иона Друцэ был признан одним из лучших. Во время спектакля в зале находился сам автор, который одобрительно сказал, что Выборгскому народному театру вполне удалось понять его замысел. По его мнению, до тех пор ни один театр, не смог справиться с этой задачей. Пьеса была о земле и о корнях, лишившись которых, люди теряют все…

В 1975 году театр участвовал в 45-м фестивале любительских театров в чехословацком городе Гронов, в котором были задействованы представители самодеятельных коллективов: из Польши, Болгарии, ГДР, Югославии, Англии, Италии и США. Но выступали со спектаклями только чехи, словаки и народный театр Выборга, показавший пьесу Марка. Захарова «Темп-1929». Театру были вручены грамоты и приз — ваза.

В 1981 году театр со спектаклем «Левша» выступает в Финляндии на фестивале рабочих театров в г. Миккели. Там были театры из Дании, Норвегии и Швеции.  Примета времени: иностранцы подходили к советским артистам, чтобы убедиться, что русские такие же, как и все нормальные люди.

В 1983 году со спектаклем «Святой и грешный» театр вновь посещает Чехословакию и становится дипломантом фестиваля русской и советской драматургии. Своеобразный и итог пройденного творческого пути: Борису Фурнэ в 1985 году было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР. В период с 1971 г. по 1999 г. режиссером Фурнэ было поставлено около тридцати спектаклей.

Ласкательные суффиксы

Алла МАТВИЕНКО начала работать в Доме культуры в 1991 году.

К нему можно было по-человечески обратиться за советом. Он был неотъемлемой частью Дома культуры, все общие мероприятия проводили вместе и всегда экспромтом: один сказал - другой подхватил.  Тогда все в городе делалось своими силами, и Борис Петрович всегда был вместе с нами. Алла Матвиенко

С 1967 по 1971 год Фурнэ был художественным руководителем городского Дома культуры.

Олег Бауман в статье «Этот трудный режиссёрский хлеб» пишет о том, что Борис Фурнэ замечательно играет на музыкальных инструментах и поёт, разбирается в политике и экономике, любой рассказанный им анекдот - это законченный юмористический рассказ. Сыграть отдельную сцену - это дело актёра, у Бориса Петровича же  есть представление только обо всем спектакле. Принцип его работы - это доверие, убеждение и требовательность, но никакого показа. Театр не профессиональный, а самодеятельный, и у актёров и без того много своих проблем.

Зоя ФЕДОСЕЕВА в 90- х годах прошлого века заведовала городским отделом культуры. С юности была поклонницей всевозможных спектаклей, активно ходила в театры, в том числе и к Фурнэ.

 Фурнэ как-то собирал людей вокруг себя, называл всех по именам, добавляя к ним уменьшительно-ласкательные суффиксы. Но это было не панибратство, а  бы как знак доверия: «Я тебя принимаю в свой круг». - Он был добрый, гениальный, творческий российский человек. Зоя Федосеева

Аркадий Райкин пригласил на репетицию…

Владимир БОРИСОВ  работал в те годы инженером конструктором. В театр Фурнэ пришел в 1974 году, потому что там хорошо играли и понимали, что делают. Говорит, что театр тогда был для всего коллектива как семья.

Многие, с кем мне пришлось говорить о режиссере, утверждают, что Борис Петрович  всегда мог разглядеть в человеке «зерно». Так в  Борисове  он увидел талант чтеца и в своём роде его благословил. Напомним, что в 2009 году Владимир Борисов получил приз «Золотой Витязь» и диплом «За лучшую мужскую роль» в номинации «Театр-малая форма» за моноспектакль «Пять рассказов Шукшина». 

 Сын Бориса Петровича, Сергей, говорит, что все свои таланты его отец употребил на общение с людьми. Он мог сделать так, чтобы люди служили театру беззаветно.

Не все знают, что у Бориса Фурнэ была мечта стать эстрадным актёром. В 1962 году он даже ходил к Райкину домой, и Аркадий Исаакович пригласил будущего режиссёра на репетицию. Две недели Фурнэ исправно ходил на репетиции, но, когда ему назначили прослушивание, испугался и убежал.

Ушёл бы к Райкину - не было бы Фурнэ в Выборге. Отец долгое время страдал без художника, пока его не познакомили с Николаем Шаповаловым. Если по какой-нибудь причине они ссорились, то оформлял спектакли я. А в общем-то, Николаю Шаповалову удавалось создавать декорации, отражающие единство идейно-художественного замысла режиссёра и художника. Сергей Фурнэ

«Рассказали мне лягушки»…

Ольга СМИРНОВА по специальности режиссёр, работала заведующей детским сектором, а потом худруком в Доме культуры, поэтому с Фурнэ её связывает все, начиная от ёлок и кончая юбилейными мероприятиями.

Первый раз я увидела Фурнэ в Москве, они играли «Птицы нашей молодости». Спектакль просто «опрокинул» меня – ведь на сцене  были работники почты и воспитатели детских садов. - Когда в 1986 году я пришла устраиваться на работу в Дом культуры, то всех их сразу же узнала. Ольга Смирнова

Бориса Фурнэ в Выборге все знали ещё и как Деда Мороза. 

Новогодняя компания у нас начиналась 25 декабря, а заканчивалась 7 января, своих праздников у нас не было. Борис Петрович ни разу не подвёл, было чувство, что он совсем не уставал.  Он умел сгладить углы любого  конфликта, иногда это делал с юмором. Часто обращался к собеседнику: «голубь мой». Ольга Смирнова

Ольга Смирнова хорошо помнит, как однажды, это было в Доме культуры, Фурнэ отвёл её в сторону и сказал: «Иди к Лабецкому, что ты здесь сидишь, там твоё!». Жена его,  Нина, стала меня отговаривать: «Ну какая ты артистка!», а Борис Петрович ей строго сказал: «Молчи!».  Ольгу Смирнову в Выборге все знают как актрису театра «Святая крепость».

Все кто приходил в театр Фурнэ, все до единого человека, выходили на сцену, Борис Петрович не отказывал никому.

В конце 80-х в Доме культуры заседал партхозактив, и было нужно как-то развлекать присутствующих. Фурнэ вошёл в зал через боковую дверь и, изображая пьяного, направился к сцене со словами: «Мужики, сейчас к Нюрке пойдём, три рубля до получки возьмём». Милиция не оценила игру актёра и прямо в зале заломила режиссёру руки, причём очень больно. Долго пришлось объяснять блюстителям порядка, что перед ними стоит заслуженный работник культуры России Борис Фурнэ.

«Теплый был человек»…

Сколько бы ни было написано сценариев, все новогодние ёлки Борис Петрович начинал с одной и той же речевки: «Рассказали мне лягушки, что на этой вот опушке, на сугробе возле пня, ребятишки ждут меня. Ждут подарков, ждут чудес. Но не нравится мне лес. Запах здесь гниющих дров, нет ли здесь кикиморов?». Дети всем залом кричали: «Нет!». Борис Петрович продолжал: «Не испортит праздник мой ступа с бабою ягой?». Дети хором: «Нет!». И опять Борис Петрович:  «Не появится ли снова этот леший бестолковый?». Дети ещё громче: «Нет!». Борис Петрович: «Дайте точный мне ответ, нечисти лесной здесь нет?». Дети хором вместе с родителями: « Нет!».

Я очень любила этого человека, мне не хватает его отцовства, великодушия, юмора, от него шло бесконечное человеческое тепло. Ольга Смирнова

Борис ПЕВЦОВ, выпускник ВАТУ ГА. В 1964 году вместе с Борисом Фурнэ поступил в институт культуры на режиссёрский факультет. Для него Фурнэ был очень близким по духу человеком, оба дети войны и оба приехали в Выборг из провинции.  В силу своей занятости Борис Моисеевич в театре Фурнэ сыграл всего в четырёх спектаклях: «Темп-1929», «Левша, «Святой и грешный» и «Ричард третий». Театр по мнению Бориса Певцова был скорее клубом для интеллигенции, туда всегда тянуло.

Он был очень тёплый человек, а его талант был, если можно так сказать, ненавязчивый. Он всегда знал, что нужно ставить. И географически и духовно театр был нашим центром. В то же время все было очень человечно, без пафоса. Борис  мог, например, запросто крикнуть из окна Дома культуры: «Моисеич, зайди!».  С уходом Бори огни Дома культуры погасли. Актёрам он всегда делал снайперские замечания, никогда их не насиловал,  умел вовремя отойти. Талант, как огонь, освещал его изнутри, у него горел глаз, и на сцене он был очень органичным. Каждый раз проходя мимо Дома культуры, я жду что откроется окно и выглянет Боря. Он - в моем сердце. Борис Певцов

Фурнэ уговорил Бориса Певцова сыграть в «Левше» бабку Мурышкину. Борис Моисеевич отказывался, думал, что из этого ничего не выйдет. На это Фурнэ ему сказал, что женщин играли великие актёры и что у него точно получится. Фурнэ не ошибся, Борис Певцов блестяще справился с этой ролью.

С большим театральным вкусом

Юрий ЛАБЕЦКИЙ приехал в Выборг в 1987 году, начал искать контакты и сразу познакомился с тремя Борисами: режиссером  Фурнэ, архитектором  Соболевым и преподавателем Певцовым….

Я ему завидовал, наш театр был тогда ориентирован на детскую публику. Но я делал своё дело, он - своё. Юрий Лабецкий

Юрий Лабецкий уже 38 лет руководит театром «Святая крепость» и считает: Фурнэ и Устинов заложили в выборжцах любовь к театру и подготовили почву для того, чтобы его театр смог состояться. Сейчас в «Святой крепости» работает 60 человек, труппа состоит из 30. Интересный факт: Борис Петрович собирался ставить у себя в театре пьесу Роберта Тома «Восемь любящих женщин», но отказался от этой затеи и передал текст Лабецкому.

Каждое время требует своих героев. Фурнэ сделал своё дело с очень большим театральным вкусом. Юрий Лабецкий

Денис ГИЛЬМАНОВ

P.S. Творческий вечер памяти главного режиссёра Выборгского Народного театра Бориса Петровича Фурнэ состоится 15 ноября в 18.00 в лекционном зале библиотеки А. Аалто! 

Читать все статьи автора Денис Гильманов

Читайте также