Встреча с летчиками – ветеранами 332 отдельного гвардейского вертолетного Краснознаменного полка

Встреча с летчиками – ветеранами 332 отдельного гвардейского вертолетного Краснознаменного полка
511
Николай Трач встречает почетных гостей

Летчики сегодня охраняют рубежи нашей Родины, а также совместно с наземными силами защищают и отстаивают интересы России. Если отбросить высокий стиль, их подвиги – это выполнение воинского долга.

К армейской авиации относятся истребители, штурмовики, бомбардировщики и транспортники. Но вертолётчики – особый случай, они подчас садятся в самое пекло, чтобы спасти людей. И действительно спасают. Всё, что они умеют и чему не перестают учиться – это спасение, порой ценой собственной жизни. И ещё они умеют воевать в таких районах и в таких условиях, в каких никто другой воевать не сможет.

Сегодня мы представляем читателю таких людей. Это подполковник Николай ТРАЧ, майор Пётр ФЁДОРОВ, подполковник Виктор НИКИШИН, майор Юрий ОРАГВЕЛИДЗЕ и капитан Владимир БРАГА. Все они афганцы, ликвидаторы, все уже в отставке, но утверждают, что взлететь готовы в любой момент.

 Титов ушел в космонавты отсюда

 Книгу Германа Титова «На звездных и земных орбитах» бережно хранит Николай Трач, посвятивший воинской службе 50 лет. В одной из глав «Гвардейский истребительный» рассказывается о вертолетном полке, дислоцирующемся в Прибылово. В истории части 15 героев Советского Союза и России. В полку помнят, что космонавт служил в этом полку, из которого до середины 80-х лучших летчиков отбирали в космонавты. Первый, гагаринский набор состоялся в августе 1961 года. 

– Когда я служил в Закавказском округе, прошел конкурс на зачисление в отряд космонавтов, попал из 10 тысяч подавших заявление в сотню, потом в десятку, но заседание мандатной комиссии состоялась немного раньше заявленного, и я опоздал, – вспоминает Николай Максимович. – В мае 1979 у нас родился сын Андрей, в семье уже была дочь. После окончания училища я был подготовлен к службе во всех видах транспортной, ракетоносной авиации, знал самолёты и вертолеты. Навигация и боевое применение не каждому дается, но без ложной скромности скажу, что я стал лучшим снайпером в полку...  

В истории семьи Трача много героических страниц. Прапрадед был казачьим сотником, кавалер трех Георгиевских крестов, он отслужил 25 лет при Екатерине. За верную службу получил надел 10 га земли и 10 крепостных на Умани (после отмены крепостного права крестьяне остались у хозяина).

Во время Великой Отечественной войны 102-летнего деда Дмитрия немцы расстреляли за то, что тот спас нашего лётчика. В 1943 году, когда началось освобождение Украины, фашисты сбили советский самолет, а уцелевшего пилота заперли в подвале. На постое в деревне в тот момент были итальянцы, румыны и немцы. Румынский солдат и предупредил деда, что летчика расстреляют в 6 часов утра. Дед напоил охрану, и они с дочерью помогли лётчику выбрался и уйти к партизанам. Деда расстреляли…

Братья Николая Максимовича живут на Украине, в Луганской области и в Донецке, ждут освобождения. Говорят, что мужского населения там почти не осталось…

 Приказали бы сейчас: лети, я полетел бы!

 Председатель совета ветеранов 332 отдельного гвардейского вертолетного Краснознаменного полка Виктор Никишин:

– Во время первого полета космонавта я жил в деревне. Из репродуктора на колхозном дворе услышал сообщение Левитана о полете Гагарина. Я уже тогда бредил авиацией. Начал с сумского ДОСААФ: в июле 1970 года совершил первый самостоятельный вылет, мне тогда было восемнадцать. Родина сказала: нужны штурманы, и мы целенаправленно большой группой поехали в Ворошиловград, (нынешний Луганск). Ворошиловградское высшее военное авиационное училище, готовившее штурманов, я окончил в 1972 году. После распределения попал в Белорусский военный округ. С вертолетов начал, на самолетах мы летали в училище, и закончил вертолетами. Отслужил в Белорусском военном округе штурманом, потом попал ненадолго в Южную группу войск в Венгрии, затем год в Афганистане летал штурманом отряда вертолетов МИ-6.

Эскадрилья наша выполняла разные задачи, в основном это была переброска груза и личного состава. Плотно работали с афганской милицией (царандой). Запомнился первый вылет: прилетели на аэродром Файзабад, вышли. Смотрим: приземлился еще один вертолет, заруливает метров на 200 от нас. Мы отошли, а по месту, где только что стояли, ударили длинной пулеметной очередью. Дружественный огонь – плохая шутка… Нас человек шесть там стояло, но все, к счастью, обошлось. Знали, кто стрелял, но его спрятали. 

Война войной, но любовь никто не отменял: два наших летчика женились на девушках из вольнонаемных, свадьбы сыграли! Как в кино «В бой идут одни старики»: мы в футбол, в волейбол играли – жизнь продолжалась... Я вел дневник, но он сгорел вместе с нашей щитовой сборной казармой.

Когда Виктор Александрович уходил в Афганистан, у него было двое детей, ожидали третьего. Он, конечно, в праве был отказаться, но вся эскадрилья уходила, и Виктор не хотел выпасть из звена. Почта тогда ходила раз в неделю, ему написали из дому о рождении дочери. Сегодня Никишин – отец четырех дочерей, дед шести внуков и правнука.

 «Атмосферные явления»

 Петр Фёдоров родился в Архангельской области в городке Мезени на Белом море, в 1955 году отца перевели в Онегу, где и началась сознательная жизнь мальчика. Когда был в пионерском лагере, между верхушками деревьев однажды увидел большой вертолет, это фактически и решило его судьбу. Окончил Саратовское вертолетное училище, воинскую службу начинал в Прибылово в 1975 году. До вывода советских войск из Германии служил там, потом снова в Прибылово. В 1998 году вышел в отставку в возрасте 43 лет с выслугой 50 лет (во время боевых действий год засчитывается за три). Но до этого были Афганистан и Чернобыль.

В 1983 – 84 годах в ДРА Федоров был командиром вертолета МИ-6, в 1986-87 командовал летным отрядом.

– Мы много задач выполняли: снабжали гарнизоны в труднодоступных местах, иногда и груз 200 вывозили, – вспоминает Петр Михайлович. – Там из моего экипажа два человека погибли: отказал хвостовой винт, при заходе на посадку вертолет закрутило, трое из семерых членов экипажа погибли, среди них бортмеханик, муж Татьяны Баяндиной. Уцелевшим удалось выбраться через верхний люк. Это было в те дни, когда к нам на аэродром приезжала Эдита Пьеха…

А еще был случай, когда сбили вертолет с командиром эскадрильи. Надо было вытащить на подвеске в Кабул другой сбитый вертолет. Задачу выполнили, но по возвращении на свой аэродром вертолет по какой-то причине загорелся в воздухе, штурман и правый летчик выпрыгнули, но там были еще три пассажира, которые летели с врачебной комиссией. Командир остался с ними. Один из пассажиров предлагал ему спастись. Но комэск отказался. Разное бывало… Помню случай, когда вертолет неожиданно начал кувыркаться, тут даже парашют не поможет…  

Петр Михайлович вспоминает, что афганцы были разные: кто-то воевал с шурави, а кто-то дружил. С помощью Советского Союза в стране восстанавливали экономику, строили заводы, развивали сельское хозяйство. Сейчас даже те, кто воевал с нами, говорят, что с американцами все по-другому. 

Летчики считают, что в их профессии романтика присутствует лишь поначалу, а потом твое дело становится повседневной работой, высоты как таковой не ощущаешь. Считают, чем выше, тем безопаснее: есть какое-то время на принятие решения. Падение с малой высоты чаще всего заканчивается плачевно. 

Многие вертолетчики, пройдя горнило афганской войны, неожиданно для себя попали на другую – с незримым, но не менее опасным врагом. В апреле 1986 года рванул Чернобыль. Такой ядерной катастрофы мир ещё не знал, и одними из первых вступили в схватку с бедой военные авиаторы.

В те страшные дни Фёдоров находился в Судаке, проходил переподготовку. Говорит, что в первый день катастрофы СМИ молчали, во второй день передали, что неподалеку от Киева и Чернигова на атомной электростанции произошла авария, из космоса видно было свечение:

– Когда прошло официальное сообщение, наш курс подготовки уже закончился, на самолете нас доставили в Вещево, потом на автобусах мы прибыли к полудню в Прибылово, а вечером нас уже подняли по тревоге. До 5 мая просидели на аэродроме, только на ночь уходили домой. Комиссия по устранению аварии решила, что самый подходящий способ ликвидировать выброс радиации – закидывать на аварийный блок с вертолетов песок и свинец. Потом бросали дробь, которую собирали со всех охотничьих магазинов страны: в корке из свинца и песка образовались пустоты-раковины, которые нужно было запечатать. Горы из мешков по 10 кг были свалены на аэродроме Борисполь.  Мы оказались во втором эшелоне, за один день первые летные составы набирали безопасную норму 25 рентген, за каждый заход начисляли один рентген. Разрешали делать 22 захода над реактором. Была опасность, что под весом этого песка и свинца реактор провалится в воду, которая была под ним, и тогда при соединении воды с горящей массой мог произойти новый взрыв. От Прибылово в Чернобыле тогда работали 8 экипажей.

Разные случаи вспоминаются сегодня, так, в конце семидесятых, в полночь небо над Прибылово озарилось яркой вспышкой, стало светло, как днем. Газета «Известия» объяснила это атмосферным явлением.  

– Воинская профессия позволяет мужчине самореализоваться, в военное училище идут не за деньгами, – убежденно говорит ветеран. – Патриотизм – это любовь к своим корням, ко всему родному, к своей стране. Раньше мальчику с детства внушали, что он защитник своей страны, родины, своей семьи. Когда-то так и делалось, была система. Но меня и сегодня приглашают на Уроки мужества в Приморскую школу, я считаю, это правильно: с детьми нужно говорить о серьезных вещах.

 По комсомольской путевке

 Юрий Орагвелидзе услышал о полете Гагарина из рупора, висевшего на старом дубе, они тогда как раз с пацанами играли в футбол. Родился Юрий Чичикович в Баку, его отец играл за футбольную команду Закавказского военного округа. Потом семья перебралась на запад Грузии, там парень в 1971 году и окончил среднюю школу с медалью. По комсомольской путевке поступил в Харьковское военное авиационно-техническое училище, где после затем некоторое время преподавал. Кстати, тогда же выполнил нормативы мастера спорта по офицерскому многоборью.

Служил в вертолетном полку Киевского военного округа, в Александрии Кировоградской области, был бортовым техником вертолета МИ-6, три года летал.

В декабре 1980 года был направлен в Туркестанский военный округ, служил в смешанном вертолетном полку, был начальником штаба эскадрильи. В ночь с 6 на 7 января грузовым ИЛ-76 вылетел в Ташкент, затем в Чирчик для формирования полка в составе эскадрильи МИ 24. В марте полк в составе оперативной группы отправился в Кабул.

– В 1986 году наш полк принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Я 45 суток вел протокольную часть в Припяти, где проходили совещания, поэтому мог оценить весь масштаб трагедии. В это время познакомился со многими ведущими умами современности, участвовавшими в ликвидации. Основная тяжесть в тот момент легла на вертолетчиков, за рулем автомобилей и автобусов сидели водители-военнослужащие, – рассказывает Юрий. – Выбрасывали свинец в центр пожара, но позже было признано, что это было неправильно, так как свинец при плавлении выделял опасные вещества. По окончании работ вертолеты, автомобили и другая техника были уничтожены. Рассказывают, что сегодня по площадке, под которой этот могильник, проводятся экскурсии…   

Распад Советского Союза застал Орагвелидзе в Германии, а закончил он службу в вертолетном полку в Глебычево в 1999 году.

 Надо побеждать!

 Лётчик Владимир Брага родился в Днепропетровске, где на окраине находился небольшой полевой аэродром военной эскадрильи, и аэродром местного значения, откуда летали самолеты АН-2:

– Я засыпал и просыпался под гул вертолетов и прогрева двигателей самолета. До сих пор вспоминаю этот красивый звук. В то время я очень много читал книг про летчиков, которые зажгли во мне желание летать.

Узнал из книг, что Юрий Гагарин полетел в космос, несмотря на то, что у него были проблемы с сердцем. У самого молодого космонавта Германа Титова были сложности с вестибулярным аппаратом, и он долго привыкал к невесомости, да и с космической едой возникали сложности у Германа Степановича. Бытует мнение, что, заходя в макет космического корабля, Гагарин снял обувь, что понравилось Королеву и отчасти повлияло на выбор космонавта номер один.

– Меня возмущает, когда человек думает, якобы от него ничего не зависит. В одной из книг о Великой Отечественной войне я прочитал, что, когда на нашу двойку самолетов шла тьма юнкерсов, они их атаковали и побеждали. Многие сражения выигрывались благодаря одному выстрелу из любого вида оружия – такое было. Никаких пораженческих настроений, нужно верить в свои силы. У нас в школе был лозунг, перефразированный из строчки Маяковского: мой труд, вливается в труд моей Родины.

Владимир Брага поступил в Саратовское вертолетное военное училище, хотя в отличие от отца никогда не мечтал стать военным. Однако на 3-м курсе уже был командиром классного отделения, что было не просто. Ему предложили остаться в училище инструктором, но парень отказался и получил распределение в Ленинградский военный округ. Попал в легендарный полк – эскадрилью Здоровцева. Разместили в доме, где в свое время квартировал космонавт Титов: аэродром рядом, столовая, традиции прекрасные – Владимир был счастлив. Между прочим, в свое время в полку была успешная футбольная команда «Сокол», а раньше еще и в хоккей здесь активно играли.

– Мой выпуск в 1986 году отправили в Афганистан, в эскадрилью, которая уже была в Афганистане и Чернобыле. У моего командира не было допуска к вертолетам на нижней подвеске, поэтому на ликвидацию Чернобыльской аварии я не попал, – рассказывает Владимир. – Афганистан – это очень серьезный эмоциональный момент. Помню, как все началось: выехали мы из городка на автобусе в Вещево, на аэродром, оттуда на самолете – дальше к южным границам. Очень переживали, когда ночью летели всей эскадрильей над территорией Афганистана. Ранним утром приземлились в Кундузе. Увидел в иллюминатор какой-то лунный ландшафт… Дня четыре мы адаптировались, потом начались полеты. На мой взгляд, война в книгах и фильмах слегка приукрашена, за исключением повести Александра Бека «Волоколамское шоссе». Всем рекомендую, кто не читал. 

Война – это так: если собьют ночью в горах, никто искать не будет. Лунной ночью кажется, что тебя видят все, внизу огромное количество костров, моджахеды стреляют на звук, прыгнешь, а там тебя уже с вилами ждут. Во время боевых действий важно следить за показаниями стрелок приборов, чтобы они были в нужных секторах. Нужно справиться со своим страхом – все эмоции в сторону, делай то, чему тебя научили в училище, и старшие товарищи в полку. Сумей справиться с собой и выполнить приказ. Не знаю ни одного случая в то время, чтобы кто-нибудь струсил. Встали и пошли, только потом все события обрастают небольшими легендами.

Все они считают: никакого геройства – ратный труд, ты знаешь, на что пошел. Идут в училище за романтикой, а получают летное мастерство, которое впоследствии шлифуется. Не секрет, что и сегодня Курский прорыв остановили в немалой степени, благодаря армейской авиации.

 Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также