Вспоминая выборгского музыканта Бориса Сирпо

Вспоминая выборгского музыканта Бориса Сирпо
1287
Борис Сирпо и Ян Сибелиус в 1920-е годы

«Дирижёр великого дарования» – такие слова о Борисе Осиповиче Сирпо (1893-1967 гг.), скрипаче, дирижёре, музыкальном педагоге, написал прославленный финский композитор Ян Сибелиус. Более того, он отметил имеющийся у Бориса «очень редкий естественный дар находить молодых талантливых скрипачей и обучать их в индивидуальной манере».

Борис Осипович Кауфман-Вольфсон-Сироб-Сирпо проживал в Выборге с 1913 по 1939 год, оставив яркий след в создании Выборгской музыкальной школы, которая благодаря его умелому руководству получила статус музыкального училища. И хотя последнюю треть своей жизни он связал с Соединёнными Штатами Америки, будучи и похоронен там же в городе Портленде 25 января 1967 года, его удивительная личность и полученные от Бога дарования заслуживают воспоминаний о нём. В этом году исполняется 55 лет со дня его смерти.

Армянин из Восточного Китая

Точное место рождения нашего героя до сих пор неизвестно, даты рождения тоже две, а что касается фамилии, то он сменил её 3 раза. Согласно американским источникам, он родился во Владикавказе 3 апреля 1893 года под фамилией Кауфман. А согласно справке, хранящейся в Центральной Сыскной полиции Финляндии, – в Колпине, в пригороде Санкт-Петербурга, в 1892 году. Сам же Борис любил отвечать любопытствующим: «Я оттуда, из Восточного Китая, если вы знаете, где это находится».

По-видимому, родной отец по фамилии Кауфман был московским врачом, а приёмный отец Осип Вольфсон, от которого Борис унаследовал отчество и фамилию, был московским купцом, воспитавшим мальчика. Вполне возможно, что Борис не имел о своём родном отце никаких сведений. Он не рассказывал о своём детстве даже самым близким друзьям, а то, что рассказывал, приправлял таким искромётным юмором, что слушатель не мог составить для себя никакой ясной картины.

В американских источниках упоминают фамилию Кауфман (с немецкого «торговец, коммерсант, купец, лавочник»), а когда Борис впервые в 1912 году приехал в Великое княжество Финляндское, входившее в состав Российской империи, его фамилия звучала как Вольфсон (по-немецки «сын волка»). В 1914 году, когда русские и немцы стали врагами с началом Первой мировой войны, он изменил свою немецкоязычную фамилию на Сироб, палиндром от имени Борис, а в 1935-м поменял фамилию на «более финскую» Сирпо, заявив: «Таким образом я выразил благодарность и уважение этому прекрасному народу, среди которого мне были предоставлены возможности для успешной работы».

Из-за пронзительных карих глаз, волнистых чёрных волос, стремительных движений и жестов, его часто принимали за еврея. Ответ Сирпо был всегда молниеносным: «К сожалению, я не принадлежу к этому прекрасному и талантливому народу. Я армянин». По исповеданию он был православным.

С началом войны Борис записался на службу добровольцем, а добровольцам предоставляли право выбора места службы. Он получил назначение в штаб русской дивизии, дислоцировавшейся в Выборгском замке. Во время службы Борис играл на латунном рожке, сохраняя одновременно место первой скрипки в оркестре «Выборгские друзья музыки» и отличаясь от других музыкантов оркестра военной формой.

За 27 лет пребывания в Финляндии Борис так и продолжал говорить на ломаном финском. В Выборге у него сохранялся обычай целовать при встрече руку у дам: причём делал он это совершенно естественно. Когда Борис встречал на улице своего друга, директора театра Арви Туоми, то обнимал и целовал его в щёку. После чего сдержанный Туоми всегда отступал на пару шагов назад.

Личная жизнь

В Выборге Борис Осипович женился на белокурой красавице Грете (Маргаретте) Густавовне Ольберг (1892-1955 гг.), владелице большого кафе-ресторана «Палаццо», расположенного на Красной площади в нынешнем здании Дома культуры. В этом же здании находился одноимённый кинотеатр. Грета владела рестораном вместе со своей сестрой Эллой (Эллен) Густавовной Кари, успешной предпринимательницей, управлявшей рестораном в гостинице «Финляндия», которым владела их мать Анна Ольберг. В дополнение к этому Элла владела кафе-ресторанами на автовокзалах Выборга, Лаппеенранты и Койвисто (Приморска).

В 1914 году в семье Сиробов родился сын Вилли, который, трагически погиб в 17 лет в результате несчастного случая: решив сократить путь в выборгском порту, он стал перелезать через состав поезда, который тронулся в тот момент. Горю родителей не было предела.

Этим, наверное, объясняется усыновление супругами Хеймо Хайтто, самого известного ученика Бориса, которого в довоенные годы считали “вундеркиндом” в скрипичном искусстве. Зимой 1935 года его, очень одарённого 9-летнего мальчика, привёз на обучение и воспитание отец, машинист локомотива и любитель-скрипач Ааро Хайтто из города Торнио, расположенного в Лапландии на границе со Швецией. Условия были чрезвычайно жёсткими: родители Хеймо должны были отказаться от общения с сыном, пока он не достигнет 18 лет. Как строгий и требовательный педагог Борис считал, что только тогда ученик будет полностью отдавать себя искусству. Как позднее вспоминал Хеймо: «Вся моя жизнь была сплошным музицированием, сон, еда и снова сон, и над всем этим возвышалось одно музицирование. Я не знал ничего другого». 1939 год стал звёздным в судьбе 13-летнего скрипача: состоялся его первый персональный концерт вместе с Хельсинкским городским оркестром, он стал победителем конкурса скрипачей в Лондоне, и в финский прокат вышел фильм «Маленький скрипач» с Хеймо в главной роли, сценарий к которому написал Сирпо. Виртуозно исполнявший на скрипке самые сложные произведения Никколо Паганини, Хеймо особенно любил музыку Иоганна Себастьяна Баха.

Светлана Кудряшова

(Продолжение в следующем номере)

Читайте также