Вспоминая афганское небо

Вспоминая афганское небо
1218

35 лет минуло с тех пор, как последняя колонна советских танков пересекла границу между ДРА и СССР по мосту Дружбы через Амударью. Вчера, 15 февраля, отмечался День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

Непосредственный участник афганских событий - наш земляк Николай НАЙДЁНОВ.

В Кабул!

Он окончил Выборгское авиационно-техническое училище. С гордостью говорит, что большая часть технического персонала в Прибыловской вертолётной части, где ему затем пришлось служить, выходцы именно из ВАТУГА.

В 1976-м выпускников гражданского училища в военную авиацию не брали – подать рапорт Николай Найденов смог только через пять лет. На тот момент кампания в Афганистане набирала обороты. Спустя полгода – повестка. У них со Светланой уже росла трёхлетняя дочь. Но приказ есть приказ.

Служить пришлось в Кабуле. Предварительно пилоты прошли горную подготовку в узбекском Кагане. Его должность - бортовой техник, воздушный стрелок модернизированного МИ-8МТ. Николай Васильевич вспоминает: в полёте больше времени проводил у пулемёта, что стоял спереди.

- Однажды в конце марта к нам приехал политический обозреватель Александр Каверзнев со своей съёмочной группой. Нам нужно было отвезти их в Панджшерское ущелье. Приземлились на небольшом пятачке между дорогой и обрывом. Приехавший для дальнейшей транспортировки грузовик ГАЗ-66 уже тронулся в горку, но заглох. Ручник, как обычно, не работает… Солдат включил передачу, опрокинул кабину и начал ремонтировать. Нам пора взлетать, запустили двигатель. Смотрю – грузовик катится прямо на нас!..

Оказалось, что сопровождавший водителя прапорщик велел снять машину с передачи, что солдат и сделал, не подумав. В результате «ДТП» переднее остекление винтокрылой машины – вдребезги, рычаги управления перебиты. Только предусмотрительно подставленные Найдёновым противооткатные упоры удержали вертолёт от падения в пропасть. Кое-как дотянули до базы, где потом пришлось неделю ремонтироваться.

1 апреля из газет Николай узнал, что Каверзнев, с которым несколько дней назад обедали за одним столом, по возвращении из афганской командировки 29 марта скончался в Москве…

Первый кадр на кабульской земле – неподалёку от дворца Амина

Ездили только колонной

В училище группа, в которой был Николай Найдёнов, изучала вертолёты МИ-8. В ходе подготовки к афганской командировке его отправили в учебный центр в Торжок Калининской (теперь - Тверской) области осваивать модернизированный МИ-8МТ, у которого и двигатель был мощнее, и компоновка приборов другая.

- Успели пройти в теории, практиковаться пришлось уже при полётах в афганском небе. В свободное время разбирали бомботару (дощатую упаковку от авиабомб) и строили баню. Ах, что это была за баня!.. Над входом написали приветствие запылённому путнику. Потом встречались с нашими «сменщиками», говорят: сгорела ваша баня.

Доставка почты, участие в бомбовых ударах, сопровождение колонн топливозаправщиков, машин, везущих продукты, оружие, снаряжение – такая была жизнь….

- По одной машине не ездили, только колонной. Впереди и сзади идёт БТР, сверху барражирует пара вертолётов. Если не сопровождать колонну, ее тут же начинают обстреливать. Причём, бьют сразу в переднюю и заднюю машины: дорога узкая, остальным деваться некуда…

Самыми тягостными были рейсы с «двухсотыми» и «трёхсотыми» - сегодня, увы, никому разъяснять не надо, что это значит. Тяжелой потерей стала гибель прибыловского экипажа Валерия Колпакова, тоже в своё время учившегося в ВАТУГА:

- Он летал в горы на разведку караванных путей: из Пакистана шли караваны, везли на вьючных лошадях оружие, продукты. Летали парой. Один вертолёт садился, солдаты досматривали грузы. Второй кружил, охранял. Их подбили на взлёте…

Бегом по минному полю

В бытовых вопросах вертолётчики были полностью самостоятельны. В один из свободных от полётов дней Николай затеял большую стирку, развесил бельё при ясной погоде и сияющем солнце. И тут поступает команда - на вылет!

- Возвращаемся, а над Кабулом коричневая пылевая туча – задул «афганец» (резкий ветер, который несет много пыли и песка – прим. автора). Моё бельё некому было снять, наутро пришлось перестирывать.

Работы было много, вопросов чем занять себя не возникало. Более того, на техническое обслуживание вертолёта и другие регламентные работы, на которые в родной части в Прибылово отводился целый день, приходилось выкраивать время урывками, между полётами.

Перед новым годом, в последних числах декабря 1982-го полетели в командировку в Джелалабад, где тоже стоял вертолётный полк. Товарищи организовали баньку, стоявшую на берегу ручья с запрудой, где можно было окунуться после парной. В ручье водились диковинные змееголовые рыбы – не очень приятное соседство. Осмотрелись, заприметили неподалёку цитрусовую рощу. Ну как было не попробовать фруктов прямо с ветки? Перемахнули через ограждение, набрали апельсинов. Уже на обратном пути часовой окликнул: «Вы куда? Это ж минное поле»…

- Фрукты, кстати, оказались невкусными. Зато набрали эвкалиптовых веток – и для бани, и чтоб поставить вместо ёлки. Нарядили патронами и другими подручными мелкими «игрушками». 31 декабря в Кабуле выпал снег. Правда, 1 января он уже растаял.

 Дан приказ ему на запад

Через год после возвращения из Афганистана – ещё одна длительная зарубежная командировка. На этот раз на запад, в Германию. В городке Нора между Веймаром и Эрфуртом, где размещался аэродром, был хорошо виден набатный колокол Бухенвальдского мемориала, расположенного на горе. Этот вид навевал печальные размышления…

Через короткое время их часть перебросили в Альштедт неподалёку от Зангерхаузена, оттуда – в Карштедт. В первых двух военных городках было служебное жильё, в Карштедте пришлось устраиваться в казарме. Вспоминает, что не вылезал из командировок и нарядов, семью не видел неделями.

Служба в Германии продлилась пять лет. Затем возвращение в родное Прибылово. После выхода в отставку с вертолётами пришлось расстаться, но погоны носить не перестал - более двадцати лет прослужил в таможне. Сейчас на заслуженном отдыхе.

Командир полка вручает орден Николаю Найденову

Помнить всех поименно…

На парадном кителе Николая Васильевича - добрая дюжина медалей, в том числе «От благодарного афганского народа». Справа ордена, самый дорогой из них – «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» III степени. На черно-белом фото запечатлен торжественный момент: командир полка вручает награду Найденову.

Он часто бывает в школах, рассказывает о своём боевом прошлом. На встречи с учениками берёт с собой Книгу памяти Ленинградской области «Не дай, отчизна, умолчать», в которой собраны очерки обо всех погибших в Афганистане жителях 47 региона. Том пестрит закладками на именах земляков.

Ещё одна книга, выпущенная к 80-летию 332-го отдельного гвардейского вертолётного полка, рассказывает обо всех вертолётчиках, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, в африканских и азиатских странах, воевавших в Чечне, участвовавших в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, Героях Советского Союза, получивших Золотые звёзды во время Великой Отечественной, и о капитане Кучеренко, удостоенном этой высокой награды за Афган.

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также