ВОСПИТАТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТА

ВОСПИТАТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТА
617
ВОСПИТАТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТА
Зимний вечер незаметно вступает в свои права. Уже зажглись фонари, а снег, прекратившийся было утром, вновь падает на деревья, машины, спешащих людей. В комнате моей собеседницы горит торшер. Его теплый свет создает уютную обстановку. Неспешно, за чашкой чая мы беседуем с моей бывшей учительницей.

Татьяна Александровна ЧЕРНОВА - преподаватель русского языка и литературы Светогорской средней школы № 1. Сейчас она на пенсии. В свободное время любит гулять по лесу вместе с супругом. Днем занимается репетиторством и вообще ведет творческий образ жизни. Печатается в журналах “Октябрь” и “Литература в школе”. В школе издавала литературный журнал “Словечко”. Любит принимать гостей. Говорит, что тягу к чтению привила ей бабушка - Лариса Евгеньевна Валова, которая тоже преподавала в свое время русский язык и литературу.

- У нас дома всегда было много книг, - рассказывает Татьяна Александровна. - Когда мне исполнился год, родители приехали в Светогорск, а до этого жили в Вологодской области. В пять лет я научилась читать, а в шесть пришла в детскую библиотеку. Причем одна, так как мама была все время на работе. Помню библиотекаря Нину Васильевну Шатову, она тогда дала мне первую книгу - ”Три медведя”. На меня эта книга произвела неизгладимое впечатление. Я помню ее размер и содержание. Прочитав книгу буквально за час, я решила опять пойти в библиотеку, не подозревая, что книгу полагается читать несколько дней… Нина Васильевна очень удивилась и спросила, зачем я опять пришла. Пришлось ответить, что книга уже прочитана и хочется уже взять другую. Библиотекарь поинтересовалась: “А можешь пересказать прочитанное?”. А что такое пересказ, я тогда, честно говоря, не знала и не понимала, что от меня требуют… Тогда я не предполагала, что пересказ книг станет моей профессией. У нас была читающая семья: читал отец, читала мама, читала бабушка. Само собой получилось так, что я играла в школу с малолетства. Учила кукол читать и писать. Учила даже нашего кота, который постоянно удирал с “уроков”. Моя бабуля при свете зеленой лампы проверяла тетради - и я мечтала о такой лампе и о том, как и я когда-нибудь тоже буду проверять тетради…Увы, зеленой лампы у меня до сих пор нет. Бабушка обладала очень спокойным характером и не повышала голоса на уроках при любых обстоятельствах. Я мечтала и об этом, но, будучи человеком очень неспокойным, не всегда была сдержанной. К сожалению…

- Чему вы стремились научить своих учеников?

- Я училась в замечательном вузе в замечательные 60-е годы у замечательных преподавателей, которые воспитывали в студентах любовь к интеллигентности. Я всегда хотела воспитать в детях хотя бы это - уважение к интеллигентности. Мне очень нравилось определение Вениамина Каверина: “Интел-лигентность - это умение тонко чувствовать и свободно размышлять”. Тонко чувствовать красоту мира и боль другого человека – прекрасные человеческие качества. Умение свободно размышлять, быть свободным от чужого мнения – это в высшей степени достойно уважения.

- В чем трудность подобного воспитания?

- Учитель литературы - непростая профессия… Занятия с детьми требуют большой подготовки. К одному уроку надо готовиться часа три. Но у преподавателя нет этой возможности. Учитель литературы поэтому, не скажу, что обречен на халтуру, но на постоянную недоработку или компромисс. Через это проходят все учителя. И я в том числе…


Уйдя на пенсию, Татьяна Чернова получила возможность работать и заниматься творчеством в любое время, а не от звонка до звонка. Но времени все равно не хватает, - надо так много успеть. Литературная работа приносит не только удовольствие, но и гонорары, а также возможность донести свои мысли и наработки до большего числа читателей. Хотя инновационные разработки и интерпретации известных произведений не всегда принимаются заслуженными профессорами ВУЗов. Так, одна из учениц Татьяны Александровны была буквально отправлена с экзамена за “новые” идеи и толкования Гоголевской “Шинели”. Хотя именно это прочтение было основано на разработках авторов журнала ”Литература в школе”. Ситуации бывают неожиданные, а то и просто трагические! Тем не менее способность свободного размышления у ученика или студента, по мнению моей собеседницы, должна быть обязательно.

- Ваш жизненный принцип?

- Скорее всего, это звучит так: “Не навреди”. Когда-то Лев Толстой сказал: “Хороший человек живет своими мыслями и чужими чувствами”. Независимость мышления, умение рассуждать, сострадание другим людям - вот жизненный принцип.
<

Нам выпало жить на изломе эпох и жизненных судеб. Это не каждому дано, - стать очевидцем и участником событий эпохального масштаба, считает Татьяна Чернова. И вспоминает Тютчева:

…Блажен, кто посетил сей мир

в его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

как собеседника на пир…

Еще:

…Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется...

Сейчас время бесконечных словесных распрей, обвинений… Сказанное в суете эмоциональное, злое слово может наделать много беды. Но и здесь вспомним поэта:

…И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Читайте также