«ВОКРУГ СВЕТА» И НЕ ТОЛЬКО…

«ВОКРУГ СВЕТА» И НЕ ТОЛЬКО…
836
«ВОКРУГ СВЕТА» И НЕ ТОЛЬКО…

Большая выборгская киноистория

В библиотеке Алвара Аалто состоялась лекция, посвященная истории кино, применительно к Выборгу. Заведующая отделом краеведения Юлия Жванько подготовила чрезвычайно интересное сообщение – с ней и встретился наш корреспондент.

Уходящий год, как известно, был объявлен Годом кино в нашей стране. А еще в 2016-м  исполняется 120 лет со времени появления кинематографа в России и 100 –  со дня открытия первого уличного кинотеатра. Конечно, это событие не могло не затронуть российскую империю, включая и Великое княжество Финляндское, вторым городом которого был Выборг.

28 декабря 1895 года состоялась премьера публичного показа «кинематографа братьев Люмьер» в «Большом кафе» на бульваре Капуцинок. А 28 июня 1896 года, ровно через шесть месяцев после парижской премьеры «движущихся картинок», в Хельсинки состоялся первый публичный кинопоказ, организованный группой «Синематограф Люмьер».

Вслед за столицей…

Только через восемь лет, в 1904-м, два выборгских клерка – Виктор Вильгельм Нюквист и Вернер Вестердал – открыли «Выборгский кинематограф», позже получивший более романтическое название «Вокруг света», с которого началась история кино в нашем городе. По всему Выборгу была построена сеть кинотеатров, основная часть которых была сосредоточена на Карьяланкату (Ленинградский проспект) и Торкелинкату (проспект Ленина).

В нашем городе действовало Выборгское кинематографическое общество. Правда, через два года оно прекратило свое существование, но 14 января 1908 года вместо него открылся русский кинотеатр «Рекорд». До начала Зимней войны 1939 года в Выборге постоянно работало от 7 до 9 кинотеатров.

Следы прекрасной  эпохи

Одним из известных кинотеатров, руины которого выборжцы имеют возможность наблюдать в настоящий момент, является здание бывшего кинотеатра «Салама» (Молния). Двухэтажное здание в стиле модерн было построено в мае 1917 года архитектором Георгом Фрейзером. Здесь же располагалась кондитерская, выполнявшая роль театрального кафе. Во время Зимней войны здание было разрушено практически до основания, но в период между войнами финны полностью восстановили кинотеатр в первоначальном виде.

После Великой Отечественной войны здание было отремонтировано с утратой внешнего вида и внутренних интерьеров и использовалось в советское время как кинотеатр «Родина». В последнее время здание пустует после пожара 2009 года, окончательно уничтожившего остатки интерьера и кровлю. Его внешний вид с болью отзывается в сердцах горожан, потому что у многих из них с этим кинотеатром связаны теплые воспоминания о просмотре первого детского фильма, о премьерных показах любимых советских картин, о том, что это была одна из площадок  кинофестиваля «Окно в Европу».

Еще одно здание, которое можно увидеть сейчас и которое не потеряло связь со зрелищным искусством, это Детский кукольный театр. Ранее он был известен как «Кинолинна» (Кинозамок). В 1927 году по проекту архитектора Вяйнё Кайнянен на улице Пеллервонкату было построено шестиэтажное здание, в котором предусматривались жилые и коммерческие помещения, среди которых и местная строительная фирма «Пирамида», построившая библиотеку Алвара Аалто. В нижней части здания разместился кинотеатр «Кинолинна» на 600 мест.

Были, конечно же, и другие кинотеатры: «Катарина» (ул. Крепостная, д. 4), «Куллерво» (назван по имени героя Калевалы) (ул. Мира), «В Сорвали» (поселок Гвардейский), «Армида», «Аполлон» (пр. Ленина, д. 8). Одни были  маленькими, деревянными. Другие могли вмещать до 600 зрителей, были очень комфортными и удобными, с самым современным на тот момент дизайном. Во многих кинозалах для привлечения зрителей играл оркестр, выступали цирковые артисты, варьете, вокалисты.

Русский след

В истории финской киноиндустрии есть интересный для нас «русский» и одновременно выборгский «след». Речь идет о художнике Игоре Карпинском (1901-1985), который родился в Выборге, получил здесь основное и профессиональное образование и вплоть до конца 1938 года жил и работал. В начале 1939 года он уехал в Хельсинки, где получил приглашение работать на киностудии «Суомифильм». Как художник Карпинский принимал участие в создании многих известных художественных фильмов. Занимался и общественной деятельностью: был председателем общества русских художников в Финляндии и общества художников-реалистов.

В послевоенное время

С 1944 года в Выборге хорошо была развита киносеть, сюда поступали все трофейные и отечественные новинки, а информацию о кинофильмах можно было получить из газеты «Выборгский большевик», где была специальная рубрика «Сегодня в кинотеатрах». Не только в центре города, но и во всех поселках действовали кинотеатры: «Энтузиаст» в Южном; «Экран» – в Выборгском; «Искра» – в Гвардейском поселке, имелся кинозал и в Доме офицеров.

В 1962 году был построен кинотеатр «Выборг», а напротив – летний деревянный под названием «Дружба». С годами количество кинотеатров сокращалось по разным причинам, в результате сегодня в Выборге работает только один зал – «Выборг-Палас».

Кинематографическая столица

Роль одной из съемочных площадок страны для Выборга является постоянной.

С какого времени, точно неизвестно. Наиболее ранние точные упоминания есть о фильме «Цари биржи», снятом в 1916 году по мотивам одноименного романа Василия Немировича-Данченко.

За период с 1941 года до настоящего времени в Выборге снято более двух сотен российских игровых фильмов и клипов. Наиболее известные из них – «Свеаборг», «Земля Санникова», «Россия молодая», «Жизнь Клима Самгина», «Русь изначальная» «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона: Двадцатый век начинается». 

Но, конечно же, наиболее популярным фильмом, оставившим даже след в архитектурном убранстве города в виде двух ладей викингов на набережной около гостиницы «Дружба», стал фильм Станислава Ростоцкого «И на камнях растут деревья».

Не только профессионалы

Яркой строкой выборгской истории стала любительская киностудия «Выборг-фильм» Владимира Васильевича Лукина. Результатами работы студии стали десятки фильмов, среди которых  и  «За час до конца...», и  «Батога – мертвая вода»,  «Такое короткое лето». Феномен фильмов Лукина обусловлен тем, что он искренне любил снимать кино. Его ленты – документ эпохи и социальной системы, в которой жил автор…

Александр ВИТТ

Читайте также