Виктория Шутова: с детства мечтала работать на скорой

В самом начале пандемии многие жаловались, что медики замалчивают информацию о новой коронавирусной инфекции. И тогда фельдшер Выборгской станции скорой помощи Виктория Шутова взялась разъяснять через социальные сети, что происходит и что делать...

Ее увидели и услышали сразу же. Тысячи людей. За два года она стала одним из самых популярных блогеров в Выборгском районе, а интернет-издание Собака.ru внесло Викторию в ТОП-50 известных людей Петербурга в номинации «Медиа личность». Сегодня ее узнают на улице, с ней заговаривают – кто-то одобряет ее линию поведения, кто-то осуждает открытость и прямоту, сейчас ведь в ходу несколько другой стиль. Виктория говорит, что у нее уже выработался иммунитет к негативным отзывам: по большому счету, если человек говорит или пишет гадости (особенно анонимно), это характеризует не тебя, а его самого. Но чаще всего, конечно, к Шутовой обращаются за советом как к медику – тут отказов не бывает.

Позиция Виктории такова: найти пути решения проблемы можно только в том случае, если говорить о ней открыто, причем прямо и конкретно, не боясь осуждений. Поэтому, когда ей предложили высказать свое мнение на международном форуме медиков, который проходил недавно в Санкт-Петербурге, охотно согласилась. Встреча посвящалась тому, как лечебные учреждения прожили эти два сложных года – врачи делились опытом, рассказывали, кто и как выходил из трудных ситуаций (нехватка персонала, медикаментов, аппаратов)… В своем докладе Виктория Шутова образно сравнила Covid-19 с хирургом, который вскрыл все проблемы и поставил перед врачами задачу: зашить обратно или вылечить?

– У меня есть видение, как решать проблемы медицины, и я им поделилась с коллегами на форуме. Я уверена, что инициатива должна исходить снизу – в любой сфере человек, непосредственно исполняющий те или иные обязанности, практик, лучше понимает, что и как можно улучшить, в каком направлении двигаться. Чиновники, не работающие, так сказать, в поле, многого не понимают. Не может министр, который ни разу не держал в руках скальпель, рассуждать о хирургии, а не воспитавший ни одного ребенка – о педагогике.

За время пандемии от коронавируса на планете умерло более пяти миллионов человек (для сравнения: за четыре года Первой мировой войны – 7-12 млн.) Виктория до вакцинации переболела дважды, причем, в первый раз без симптомов, второй – более серьезно и спустя время страдает от осложнений. Тем не менее уверена: с этой бедой мы справимся.

– Ситуация тяжелая: все ресурсы брошены на борьбу с коронавирусной инфекцией, а ведь другие болезни не отступают – медицинская помощь требуется всем. Уверяю вас, мы спорим, носить маску или нет, делать ли прививку, только до того момента, пока беда не коснулась твоей семьи. Признаюсь честно, мне не нравится принуждение, но кроме вакцинации другого выхода нет. Не надо заставлять – надо объяснять.

И она объясняет. Выкладывает в социальных сетях посты с рассказами из практики, старается показать ситуацию и с другой, не видимой пациентам стороны. Когда человеку вдруг становится плохо, он вызывает скорую, надеясь, что она подоспеет быстро. А ее нет и нет, потому что доктор, сутки не спавший, оказывает жизненно необходимую помощь другому больному, и выехать к вам пока просто некому.

– Я убеждена, что показать изнанку профессии – отличная идея. Мне, например, было бы очень интересно увидеть другую сторону жизни учителя, узнать, какие чувства испытывает он, стоя у доски перед учениками, как он готовится к уроку, как порой нелегко достучаться до самого нерадивого ученика, добиться, чтобы он выучил тему.

Вопрос о ложных вызовах заставляет Викторию задуматься: что считать таковыми? В пьяной компании кто-то вдруг принимается рыдать, все пугаются и вызывают врача. Бригада приезжает, а все уже успокоились, и веселье продолжается. Бывает такое? Бывает! Считать ли ложным вызов при температуре 37 градусов? Сейчас, наверное, нет: люди боятся коронавируса, паникуют и при малейших симптомах требуют медицинской помощи. А если одиноко живущая бабушка вызывает скорую при повышении давления? Зачастую врачебная помощь здесь не требуется, нужен контроль принятия лекарств и забота. Но во всех подобных случаях бригада выезжает, фельдшер оказывает необходимую помощь, порой даже просто дает совет.

…Свою будущую профессию она выбрала еще в раннем детстве, всегда хотела помогать больным, причем приезжать именно на скорой. Сейчас ни на каком другом месте себя не представляет. Считает, что современный врач должен стремиться к новым знаниям, уметь сопереживать больному и обязательно помнить о том, что пациент – это человек, которому нужна поддержка.

9 марта, 3 часа ночи.

– Вика, принимай вызов: мужчина, 54 года, плохо с сердцем.
Приезжаю, грустно вздыхаю, потому что открывает дверь чудесная женщина – Надежда. Она много лет работала медсестрой… Прохожу в комнату и диагноз вижу от дверей: ее муж лежит, не шелохнувшись, серый с испариной. На пленке нижний инфаркт, а это значит: жди фибрилляцию (состояние клинической смерти) с минуты на минуту.
В машине он успевает произнести: «Мне плохо…» и выгибается в судорогах дугой на носилках. Кричу водителю «тормози, фибрилляция!». Водитель начинает мне помогать. Я стучу, качаю, снова стучу, снова качаю. А сама думаю: «Не умирай! Как я твоей жене позвоню?!».
Завели. Сдали. Прооперирован. Работает.

Много раз видела его жену, каждый раз улыбаюсь, когда она с возмущением рассказывает, как он нарушает режим.

Переживать за больных, стараться, чтобы они жили, вспоминать их. Нормально ли это? – Думаю да. Иногда даже кажется, что больные выживают только потому, что ты переживаешь, расстраиваешься и стараешься. Видя в сотруднике скорой человека, а не только медика, чувствуешь себя лучше, разве не так? И стараешься жить, чтобы не расстраивать.

– Это позволяет не выгорать, не становиться бесчувственной машиной. Золотые слова сказал однажды известный кардиолог и терапевт, академик Виноградов: сердце можно лечить только сердцем. Для меня это девиз медицинской профессии.

Свободное от работы время Виктория посвящает благотворительному фонду «Дикони», который существует уже 22 года, 10 из которых его возглавляет Шутова. Сегодня вместе с ней здесь работает восемь человек, задача которых не воспитывать детей, а выслушать, обнять, похвалить, накормить.

– На моей памяти нет ни одного воспитанника, который бы стал социально неблагополучным, все наши ребята получили образование, отслужили в армии, создали свои семьи. Мы разговариваем с детьми, стараемся их услышать, знаем, чего они хотят, к чему стремятся, каковы их успехи или неудачи. Мы не ставим рамки: ты ребенок, я взрослый – мы на равных. «Дикони» – это одна большая семья, и она позволяет нам растить хороших детей.

Жизненный ритм у Виктории напряженный: работа на скорой, занятия с детьми, разъяснительные посты в соцсетях, а еще спорт и воспитание детей. Говорит, что пока есть силы, будет трудиться на всех фронтах. И эта ее жизненная энергия дает свои плоды. Сравнительно недавно ей удалось организовать целую кампанию по сбору средств в помощь погорельцам. У известных в Выборге педагогов случилась беда – полностью выгорела квартира. Сумму, необходимую для восстановления жилья, удалось собрать за пять дней.

– Ко мне тогда обратились из районной администрации с просьбой принять в фонде пожилую пару. Я очень скоро узнала, что это учителя, воспитавшие не одно поколение выборгских детей. У меня много подписчиков, выложить объявление о помощи не составило большого труда. И люди откликнулись – оперативно собрали 2,5 миллиона рублей. На эти средства удалось восстановить подъезд, сделать ремонт в квартире погорельцев и их соседей, которые тоже пострадали, приобрести новую мебель и бытовую технику.

Виктория Шутова из большой семьи: ее сестра-близнец тоже возглавляет благотворительный фонд, но в Санкт-Петербурге, брат – предприниматель, работает в Северной столице. Их родители – боксер и балерина – рано ушли из жизни, но успели внушить детям самое главное: всего можно добиться только своим собственным трудом. И они выросли способными к труду. В свое время сестры и брат учились в седьмой школе, баловались, как и все дети. А директор школы, опытный педагог Людмила МИТИНА говорила: «Эти ребята перебесятся в школе, а вырастут нормальными людьми». Как в воду глядела…

– Как мне удается все совмещать? Не знаю, наверное, это четкий распорядок дня: каждый день встаю и ложусь в одно и то же время, правильно питаюсь. Занимаюсь спортом, раньше это было дзюдо, сейчас – плавание. И еще важно правильно расставить приоритеты: четко понимать, что делаю в первую очередь, а что – во вторую…

Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также