Вечер на хуторе Сергея Савина

Вечер на хуторе Сергея Савина
1138
Вечер на хуторе Сергея Савина

Неподалёку от посёлка Пальцево в Выборгском районе, посреди изумрудных лесов и золотых полей есть самое настоящее волшебное место — здесь не ощущается течение времени, нет обременительной городской суеты и наносных пластов человеческого бытия. Колыбель умиротворения и смысла жизни, иначе и не скажешь. И есть у этой колыбели смотритель — Сергей Савин.

Известный далеко за пределами Выборга автор и исполнитель своих собственных песен встречает нас приветственными взмахами рук — то ли от избытка чувств, то ли в качестве живого указателя дороги. Скорей первое, поскольку Сергей человек открытый, непосредственный и добрый, а в гости к нему мы приезжаем не впервые и вряд ли смогли бы заблудиться. Рядом с хозяином вытанцовывает красивая немецкая овчарка Зина — она тоже очень добрая и всегда рада гостям. Сергей командует ей: "Зина, ворона!" и умная собака с лаем уносится на поиски пернатой нарушительницы спокойствия.

Учитывая меры карантинной безопасности здороваемся исключительно вербально-жестикулярным способом, заменив ими традиционные дружеские объятия. Минуя сеновально-конюшенный комплекс и соблюдая достаточную друг от друга дистанцию идём к лугу, размеры которого по площади равны примерно двум футбольным полям. Здесь нас встречают ещё две обитательницы хутора — крепкие гнедые лошадки Ника и Зося. Дочка и мама степенно вышагивают по загородным просторам в поисках свежей травки, которая уже пробивается сквозь пожухлые стебли прошлогодней. Заприметив нас, они вальяжно приближаются в надежде получить от людей своё любимое лакомство — морковку и не обманываются в своих ожиданиях. Угощаем красивых животных сочными оранжевыми корнеплодами и, пока те наслаждаются сладким гостинцем, заводим с Сергеем непринуждённую беседу, из которой узнаём множество интереснейших фактов биографии радушного барда.

Оказывается, что выборгский поэт и композитор — настоящий патриот, кузнец, автомеханик, поисковик, большой знаток лесного и домашнего зверья, носитель истории Выборгского района и вообще человек широкого круга интересов. Но обо всём по порядку.

В начале девяностых годов прошлого века автор-исполнитель оставил городскую суматоху ради единения с природой: он любит её всем сердцем, что особенно чувствуется, когда слушаешь пронзающие душу песни Сергея о парке Монрепо, Финском заливе и аисте, которого выборгский менестрель мечтает покормить с руки. Каждая песня сопровождается краткими ненавязчивыми комментариями, и предысториями композиций типа: "А вот эту я пел в Александро-Невской лавре", "Эту отметили на всероссийском фестивале на Cоловках" и т.д. Причём нет в его голосе ни капли пафоса или хвастовства, когда речь идёт о таких местах, о которых многие авторы-исполнители могут только мечтать. И это в очередной раз говорит нам о том, что Сергей человек не гордый и не почивающий на лаврах, а абсолютно наоборот — жадный до жизни во всех её проявлениях и не разменивающийся на второстепенное восприятие окружающего мира.

"Выборг невозможно не любить. Красивейший исторический центр нашей Родины помимо архитектурных достопримечательностей насыщен разнообразной природой, которую я люблю всей душой! Созерцая леса, поля, озера Выборгского района просто диву даёшься... Это очень вдохновляет на написание песен и на жизнь вообще", - делится своими впечатлениями хранитель истории Выборгского района.

Покормив лошадок начинаем небольшую экскурсию по близлежащим местам. Двухэтажный аккуратный домик со всеми удобствами, гараж-мастерская, бокс с подъёмным устройством для автомобилей, крытый сеновал, конюшня — всё это Сергей создал своими руками. Минуя благоустроенную зону хутора, оказываемся у пересечения главной дороги и грунтовки, где заканчиваются владения выборгского мастера стихосложения и песнопения. Именно здесь, на небольшом пригорке белеет памятная небольшая стела увенчанная красной звездой — это дань памяти русскому офицеру и радистке павших во время Великой Отечественной войны, останки которых Сергей случайно обнаружил во время облагораживания периметра своих владений. Позже погибшие красноармейцы обретут свой последний земной приют у мемориала "Петровка", что находится в паре километров от посёлка Красный холм.

Возле стелы алеют цветы, лежат советские и немецкие мины и пробитая пулей каска, в центре стелы — табличка с надписью:

"РОДИНА, ГДЕ НАШИ ИМЕНА? 

МЫ СЛЕГЛИ В БОЮ ЗА РЕЧКОЙ "ТАЛИ". 

СКРЫЛ НАС СНЕГ, ПРОМЁРЗШАЯ ЗЕМЛЯ, 

И ДОМОЙ ВЕРНЁМСЯ МЫ ЕДВА ЛИ. 

51-Я СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ. 348 ПОЛК. 1940 г."

Эти строки написаны Сергеем Савиным в часы морального потрясения, испытанного им после той страшной, но очень важной находки. Некоторое время стоим молча и думаем каждый о своём. Верней о своих. О тех, кто воевал здесь за своих детей и внуков, за их светлое будущее. Украдкой проводим ладонями по лицам, смахивая то ли испарину, то ли слезу и продолжаем путь по историческим местам.

Следующий пункт — ещё один памятник советским погибшим бойцам. Сергей на время входит в роль весьма компетентного экскурсовода и по приятному совпадению оказывается интересным рассказчиком и знатоком истории героев былых времён. Из живописного рассказа узнаём, что мы продвигаемся к озеру, со дна которого несколько лет назад аквалангисты, не без участия Сергея, достали обломки советского самолёта. Экипаж этого воздушного судна, если придерживаться официальной версии, получил в своё время приказ возвращаться на базу, но по каким-то причинам заблудился и был сбит зенитным орудием противника. Команда военного самолёта состояла из четырёх воинов, которых идентифицировали по наградным знакам и иным персональным приметам. Фрагменты фюзеляжа, которые удалось вызволить из водного плена озера сейчас можно увидеть рядом с памятным камнем, окрашенным в небесно-голубой цвет. По бокам словно постовые стоят кислородные баллоны, обеспечивавшие нашим героическим соотечественникам стабильно удовлетворительное самочувствие на высоте.

На обратном пути Сергей преподносит очередной сюрприз, неожиданно начиная рассказ о пчёлах, которых у него целых две семьи (это не один десяток тысяч особей). Получается импровизированная лекция об ульях, средствах ухода за полосатыми добытчиками мёда и иерархии надсемейства летающих насекомых отряда перепончатокрылых. Неожиданно появившийся в нашей компании пасечник с таким азартом повествует об этом роде своей жизнедеятельности, что мы почти не замечаем, как преодолеваем полуторакилометровый переход от памятника павшим лётчикам обратно к хутору, где нас встречает ещё одна женщина - пёстрая кошка Муся.

Её Сергей недавно забрал из приюта, что ещё на несколько порядков повышает человеческий авторитет благородного выборжца в наших глазах. В благодарность Муся частенько приносит на крыльцо дома пойманных ею в поле ящериц и мышек, в надежде доставить хозяину удовольствие. Но оставим семейную систему ценностей и удовольствий внутри самой семьи, поскольку даже такие прекрасные вечера с малиновым закатом над молоденькими берёзками посреди поля имеют свойство заканчиваться, и нам пора уезжать из пальцевской обители гостеприимства. Тепло прощаемся. До новых встреч.

Александр Клюквин

 

Читайте также