ВДОЛЬ ПО САЙМЕНСКОМУ КАНАЛУ

ВДОЛЬ ПО САЙМЕНСКОМУ КАНАЛУ
818
ВДОЛЬ ПО САЙМЕНСКОМУ КАНАЛУ

Для тех путешественников, которые остановились в Финляндии на несколько дней или успели быстро сделать все запланированные покупки, есть интересное предложение морской двухчасовой прогулки.

Немного удивившись тому, что в воскресенье теплоход m/s Camilla совершает круиз по Сайменскому каналу только с 14.00 до 16.00 часов, мы заплатили по 18 евро и взошли на борт. (Подскажу, что если решит прокатиться семья из 4 человек – родители с двумя детьми, то сумма составит 40 евро.) Это самый большой в Финляндии круизный лайнер, курсирующий по внутренним водоёмам, который может принять на борт 350 человек. 

На небе сгущались тучи, и мы решили занять места на внутренней палубе. Да не тут-то было: на нижней палубе располагался ресторан, а на верхней что-то вроде бара. Если бы знать об этом заранее, то не стоило нам в ожидании рейса обедать в  кафе на набережной, тем более что цены вполне сопоставимые. Мои спутники расположились на нижней палубе, а я, решив поберечь талию и в который раз испытать судьбу, присела на удобную скамью верхней палубы корабля под открытым небом. Сразу замечу, что погода не подвела, и тучи развеялись, а я смогла вдоволь надышаться морским воздухом. 

Сайменский канал протяжённостью 42 км соединяет Выборг и Лаппеенранту. Шлюзы выравнивают тридцатиметровую разницу между уровнем воды в озере Сайма и Финском заливе. Отрадно, что информация во время нашего небольшого путешествия, транслировалась и на русском языке. Мы с интересом выслушали историю создания этого искусственного водоёма.

26 августа (7 сентября) 1856  года, в день коронации императора Александра II, в Выборге состоялось торжественное открытие Сайменского судоходного канала. Попытки соединить самую крупную озёрную систему Финляндии и Финский залив предпринимались ещё в XVI веке, но только в XIX столетии, во времена Николая I и Александра II, политические и экономические условия стали благоприятными для реализации грандиозного проекта.

Строительство канала шло с мая 1845 по 1856 годы. В нём главным образом участвовали шведские специалисты, поскольку в России не было опыта строительства каналов в скальном и холмистом ландшафте. Общая протяжённость составила 58 км от села Лауритсала до мыса Лавола; имелось 28 шлюзовых камер.

Значение Сайменского канала было важным для Финляндского княжества, которое в то время находилось в составе Российской Империи. Население Саволакса и Карелии освободилось от зависимости от отдалённых гаваней северной части Ботнического залива и Ладоги. В самые оживлённые сезоны навигаций по каналу проходило до 27 рейсовых пассажирских пароходов в день из Санкт-Петербурга и Выборга в города Финляндии, осуществлялись перевозки грузов (в основном леса и пиломатериалов, зерна).

В 1920-х годах началась первая реконструкция Сайменского канала, в ходе которой размер шлюзов должен был быть увеличен, и количество шлюзов сокращено. Реконструкция канала проводилась без остановки судоходства. Новые шлюзы строились рядом со старыми, в то время как те продолжали работать. Реконструкция не была закончена из-за начавшейся в 1939 году советско-финляндской войны, после которой Сайменский канал оказался разделён на две части границей.

В 1962 году был подписан, а в 1963 году ратифицирован, договор, по которому в аренду Финляндии передавалась советская часть Сайменского канала с идущей вдоль него дорогой и остров Малый, который должен был использоваться в качестве перевалочного порта. Срок аренды установили 50 лет, величина арендной платы, согласно договору, зависела от грузопотока. После заключения договора об аренде Финляндией советской части Сайменского канала, он был вновь реконструирован. Вместо старых 14 шлюзов были построены 8 современных большего размера. Большинство новых шлюзов было построено рядом со старыми, отдельные из которых используются в качестве водосливных каналов. На финской стороне канала в двух местах сохранились гранитные плиты с именами российских императоров, благодаря которым и был построен этот канал; имена и титулы на плитах выбиты золотом на финском и русском языках.

На сегодняшний день общая протяжённость Сайменского канала составляет 57,3 км с морским фарватером, из них 23,3 км – на территории Финляндии, 19,6 км – на арендуемой Финляндией российской территории и 14,4 км – на территории России. Канал доступен для прохода речных, озёрных и морских судов. Движение судов осуществляется круглосуточно. Продолжительность навигации устанавливается ежегодно по договоренности Уполномоченных по каналу в зависимости от ледовых условий и в среднем составляет 275 дней (9 месяцев).

В связи с приближающимся окончанием срока действия Договора 1963 года, российской и финской сторонами был согласован проект нового Договора между Россией и Финляндией об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства, который был подписан 27 мая 2010 года.  

Что касается нашего круиза, то эта небольшая двухчасовая прогулка добавила нам новых эмоций от посещения соседней страны.

Ольга НАБАТОВА

В подготовке материала была использована информация  с сайта Президентской библиотеки по адресу: http://www.prlib.ru

Читайте также