В СТРОЙОТРЯДОВСКОЙ КУРТКЕ…

В СТРОЙОТРЯДОВСКОЙ КУРТКЕ…
586
В СТРОЙОТРЯДОВСКОЙ КУРТКЕ…

Тот, кто получал высшее образование при советской власти , в студенческие годы хоть раз  да побывал в стройотряде. В строительном отряде. Причем,  первое  слово в названии не всегда соответствовало действительности: стройотрядовцы не только возводили коровники и жилые дома, они могли убирать урожай, работать пионервожатыми, проводниками на железной дороге.

Автору этих строк довелось попасть в 1977году в Чечено-Ингушетию (тогда это была одна республика) на уборку помидоров. Поначалу, правда, обещали, что мы будем убирать  яблоки для переработки на консервном заводе.  Желающих поехать на юг, погреться на солнце, вкусить романтики было предостаточно: это был первый большой выезд студентов Карелии за пределы республики – четыре отряда (два – из педагогического института и по одному – из консерватории и училища культуры), в общей сложности около двухсот человек. Тщательный отбор,  организационные встречи, инструктажи по технике безопасности – все это было пройдено. Но тут выяснилось, что консервный завод  не может всех принять, и нас перекинули на уборку помидоров. А принимающий совхоз не готов  встречать: еще идет ремонт здания, им нужно помочь. От каждого отряда решили несколько человек отправить квартирьерами, от нашего отряда «Айно» предстояло поехать четверым. Мы сдали досрочно несколько экзаменов, и – в путь.

Добирались с пересадкой в Москве. Ехали весело: в наш вагон подсадили спортсменов с Урала, которые на перекладных добирались до Баку на соревнования. Ребята все подшучивали над нами, мол, куда вы едете, вспомните фильм «Кавказская пленница», хотите, чтобы и вас украли?.. А за окном вагона такая красота: мелькают города и деревушки, ухоженные поля, реки, озера.  И такое все яркое!  Вскоре поняли, что приближаемся к югу: днем вагон так нагревался, что и ночью не чувствовали прохлады.

Вот и Грозный. Ребята помогли нам выгрузиться, мы с ними даже сфотографировались на перроне на память. Пекло: нет даже намека на ветерок! Нас сразу же поразили абрикосовые  деревья на улицах, усыпанные спелыми плодами; было непривычно, что никто не пытается их срывать. Конечно, мы не устояли против соблазна  и полакомились  этими абрикосами, хотя они были в пыли: для нас это было в диковинку. До села Шаами-Юрт добирались на открытой бортовой машине; ехали недолго, но  и за это время часть моей  юбки успела выгореть на солнце!

Стали потихоньку обживаться. Рабочие заканчивали внутреннюю отделку в помещениях, мы помогали красить стены, окна. Больше недели завозили и разбирали  кровати, тюфяки, подушки, тумбочки, стулья, постельное белье. Когда первый раз приехали на склад, женщины нас вовнутрь не пустили: в купальниках нельзя! Пришлось надевать сарафаны.

Лагерь располагался в стороне от села, своя столовая еще была не готова, свободных машин нет, поэтому нас возили в сельскую столовую на директорской «Волге»! Уже тогда  поразило, насколько отличались дома в селе: один окружен высокой кирпичной стеной, лишь железная крыша видна, и тут же рядом – лачуга… Среди детей, которые угощали нас арбузами, многие носили  имя Шамиль.

Приезд отрядов, торжественное открытие лагеря, утренние и вечерние построения – разве это забудешь! Началась и помидорная эпопея. На работу выезжали рано – рано, чтобы по холодку можно было поработать, к полудню возвращались на обед и небольшой отдых, потом был второй выезд на поля. А поля такие,  что и края им нет! Помидоры, помидоры, помидоры…  Насмотрелись на них на много лет вперед. Удивительно, что  и без полива томаты  здесь давали богатый урожай. 

Вечером возвращались мы все сине-зеленые: ботва помидоров  была обработана  раствором медного купороса, все это оседало на руках и ногах, плохо отмывалось. Аппетит у всех был зверский! Парни из консерватории заходили обычно в столовую со словами: «Люблю я это дело!» К концу дня чувствуешь себя « убитым», думаешь: все, до утра не шевельнешься, но через часик – другой, когда спадала жара, откуда только силы брались – начиналось веселье: футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, «картошка». Ребята из консерватории выносили свои музыкальные инструменты и устраивали целые концерты. Любили петь под гитару. А какие танцы у нас были!

Между отрядами проводились различные конкурсы, соревнования. Подружились с отрядом из  Грозненского нефтяного института. Местной молодежи помогли занять первое место в районном музыкальном конкурсе:

Володя ЛОМАКО с вокального отделения всех покорил песней, где были, помню, слова «Уголок России – отчий дом, где туманы сини за окном…» Выступали в сельском клубе.

Сначала необычно было для нас любоваться видом гор  вдали, собирать кизил на кисель. На речку ходили  редко: вода бежит с гор, студеная, особо не поплаваешь. Что  раздражало, так это ночное «пение» жаб.  Они  были неприятные: большие, темные, бородавчатые. Мы приноровились: днем собирали в кучки  камни на подоконниках, ночью «стреляли» в темноту, когда их  пение  уже выводило нас из себя. А ночи  были такими темными – хоть глаз коли! Мы даже скучали по белым ночам…

Несколько раз ездили в выходные дни в Грозный, Урус – Мартан, Ачхой – Мартан. В Урус – Мартане был хороший книжный магазин: там я купила книгу Джованьоли «Спартак» и несколько ярких детских книг  местного издательства «Эльбрус» (буквально на днях читала внучке одну из них – «Царевна – лягушка»!) В Грозном купались в искусственном водохранилище. Долго смеялись, когда увидели, как коровы спокойно гуляют по пляжу и никто не пытается их прогнать. Чем не Индия! Город зеленый, чистый. И на площади Минутка были. Побывали  в селе Валерик, где воевал  с горцами Михаил Лермонтов; этому селу он посвятил  одно из своих стихотворений. 

Совхоз за хорошую работу оплатил нам посещение Грозненского цирка. Только там я увидела танцующих яков! А еще  совхоз подарил нам целое путешествие – на берег Каспийского моря, в Махачкалу! Мы ехали на нескольких львовских мягких автобусах, с собой везли дрова, воду, посуду, еду. Сколько помню дорогу, всюду были виноградники – до самого горизонта. А перед Махачкалой увидели настоящее чудо природы – большой песчаный бархан. Два дня провели на берегу моря, накупались от души!  

В памяти остался и фестиваль стройотрядов. Участвовали местные  стройотряды, а также из Риги, Тюмени. Надо было подготовить на конкурс стенгазету, создать спортивную команду. Газета наша получилась  отменная: частушки на злобу дня, смешные фото: один Вовка Ломако, обгладывающий здоровенную кость,  чего стоил! По настольному теннису заняли первое место (конечно, никто не мог обыграть Бориса ЖЕЛЯЕВА, студента факультета физического воспитания, кандидата в мастера спорта. А в стройотряд он поехал из-за нашей Людмилы, чтобы никто ее не увел! На третьем курсе они поженились, мы  потом оставались с их дочуркой,  отпуская ребят в кино). По мини – футболу тоже были победителями. Помню, объявляют: «Победили корейцы». Мы даже  не поняли, что за корейцы, отправили гонца в радиорубку.  А там даже и не знают, что  есть такое место – Карелия!

Но вот и лету конец, пришло время  отъезда. Плакали, обменивались адресами и пожеланиями, прикалывали на свои куртки множество значков. Наш большой отряд взял курс на Москву, а мы, несколько девчонок, поехали в Киев. Я гостила у своего дяди и, гуляя по Киеву вечером  в стройотрядовской куртке, частенько ловила завистливые взгляды.

Особо мы, конечно, не разбогатели за эти летние месяцы, да  и не это было главным. Мы лучше узнали себя, сдружились, обрели новых друзей. Но и романтики было немало! Стройотряд придал нашим студенческим годам яркость и незабываемость.

Лидия Воронина 

P.S.Среди читателей нашей газеты, наверняка, есть бывшие стройотрядовцы.  Поделитесь своими воспоминаниями!

Читайте также