В огне Афганистана. Бойцы вспоминают минувшие дни…

В огне Афганистана. Бойцы вспоминают минувшие дни…
1584
Тимофей Благородов: живите долго, шурави!

В прошедшем году библиотека Алвара Аалто получила в дар два тома книги «Пограничники в огне Афганистана», изданной по инициативе ветеранов. Участники боевых действий в ДРА поделились своими воспоминаниями о малоизвестных страницах истории участия пограничников в афганских событиях.

В горячую точку

В состав органов безопасности Советского Союза входили пограничные войска, в которых проходил службу уроженец и житель Выборга, ныне подполковник в отставке Тимофей БЛАГОРОДОВ. Книгу ему передал однополчанин, один из авторов этого сборника, в котором нашлось место и для фотографии Благородова.

Тимофей Иванович рассказывает, что в Афганистан поехал добровольно, в твердой уверенности в том, что командир обязательно должен иметь опыт участия в боевых действиях. Многие советские офицеры были с этим солидарны, но и по принуждению никого не отправляли в эту горячую точку.

В северные провинции Афганистана в пределах стокилометровой приграничной полосы тогда были введены спецподразделения наших пограничных войск. Пограничникам, одетым в общевойсковую форму, была поставлена задача ликвидировать бандформирования.

Капитан Благородов после службы на ОКПП «Выборг» с августа 1984 года служил в мотоманевренной группе, сменив капитана Александра Рогозу, который подорвался на противопехотной мине, и ему почти по колено оторвало левую ногу (Александр Рогоза умер в декабре прошлого года).

Примечательно, что внеочередное звание майора Благородов получил на 10 месяцев ранее положенного срока и в том же 1985 году командовал нештатной десантной штурмовой группой в количестве 60 человек, вылетавших на четырех вертолетах для выполнения боевых задач. Эти два года были самыми тяжелыми для наших ребят.

– Мы воевали не против мусульман, а против бандитов-террористов, – убежденно говорит Тимофей Иванович, который и сегодня помнит имена всех однополчан, названия мест пребывания и военных действий…

Есть понятия добра и зла, а война – это их решающее столкновение. Мы стояли на стороне добра. Кто кричит, что мы оккупировали Афганистан, плохо знает историю...

Тысячелетняя страна песков, высоких гор и горя… 

– Есть понятия добра и зла, а война – это их решающее столкновение. Мы стояли на стороне добра. Кто кричит, что мы оккупировали Афганистан, плохо знает историю. Там было абсолютное зло – формировались зачатки будущего терроризма… К сожалению, сейчас он существует и ставит своей целью шантажировать целые государства, запугивая и убивая невинных людей, вселяя в них страх…

Тимофей Иванович вспоминает, что в самом начале 80-х годов были случаи нападения на мирных жителей советского приграничья, а однажды в результате перестрелки погиб пограничный наряд, старшим которого был сержант Река…

Вспоминает, что никогда не стреляли по кишлакам. Шурави, как называли советских солдат афганцы, проводили рейды по раздаче продуктов, медикаментов, предметов первой необходимости афганскому населению. В дома не заходили, прочесывали кишлаки вместе с «царандой» – народной милицией Афганистана:

– Как-то в одном из горных кишлаков к нам вышла женщина. Оказалось, что она раньше жила на Украине. С будущим мужем познакомилась в Днепропетровске, где тот учился. Позвал замуж, пообещал, что если она уедет с ним, то подарит белую «Волгу», а вместо этого завел двух белых ишаков.

С начала войны у душманов оружия почти не было, а основным средством передвижения были лошади и ослики. Зенитно-ракетные комплексы и более мощное вооружение появились позже. Многие пути душманы минировали, в том числе управляемыми минами и фугасами, которые взрывались посередине колонны. Тимофей в тот день сначала подорвался на мине, получив контузию и ранение. Был без сознания, но солдаты успели вытащить его из БТРа перед тем, как в машину попал снаряд. Опорный пункт душманов на границе с Ираном они тогда все-таки взяли. В декабре 1984 года об этом даже писали «Известия».

Потом около месяца Благородов провел в Ашхабадском окружном госпитале и после короткого отпуска вернулся в свое подразделение.

Почти каждую ночь их обстреливали из минометов…

Второй и третий раз он подорвался не в бою, а на марше. Снова оказался в госпитале.

Люди и кони

Имя Тимофей досталось ему от деда, уроженца станицы Вёшенская. А теперь и внук, тоже Тимофей, подрастает. Благородовы – родовая фамилия донских казаков, исстари защищавших границы России. Отец Тимофея Ивановича служил в пограничных войсках на заставе за Лесогорским, так что сын продолжил династию…

– Я на пограничной заставе вырос, с шести лет на лошади, даже журнал выписывал по коневодству!

После окончания школы №6 в Выборге поступил в Московское высшее пограничное командное училище КГБ. Одной из дисциплин там была конная подготовка, в которую входили ветеринария и кавалеристские навыки. 

Первые три месяца дважды в неделю они вставали в четыре утра и шли в конюшню чистить лошадей, чтобы те привыкли к курсантам. За каждым закрепляли определенную лошадь, у каждой был свой норов.

– Мне достался конь с характером, по кличке Золотой. Жеребец стоял в станке – чтобы начать чистку скребком, надо было крикнуть «Принять!» и пройти между стенкой и конским боком… Иногда у него получалось меня прижать (вес коня около 400 кг – ред.), порой на теле и синяки от укусов оставались… Когда начинали выходить в открытый манеж, Золотой проявлял ещё большую агрессию, правда, на этот раз к лошадям.

Мы вечно голодные ходили, но для коня хлеб я всегда припасал, правда, и наказывать приходилось, когда Золотой кусался! Потом стал меня слушаться, галопом скакал, и даже через препятствия мы с ним прыгали.

Позже, уже во время учебы в военной академии имени М.В. Фрунзе, майоры Алексей ЛОБОВ и Тимофей Благородов отправились на стажировку в Пржевальский пограничный отряд в Восточном Тянь-Шане. На горных заставах, находящихся на высоте 3000 м над уровнем моря, передвигались на лошадях. Местные пограничники с затаенным интересом наблюдали: как-то незнакомые офицеры будут управляться с лошадьми…

– Лошадки норовистые были, не хотели уходить от заставы, но мы их заставили подчиниться, – улыбается Тимофей Иванович. – А штабной офицер нам потом рассказал, что киргизы восхищались «молодыми генералами», которые так хорошо с лошадьми справились. У нас были красные околыши фуражек – видимо, это они расценили по-своему.

За мужество и отвагу

Самой престижной медалью для пограничника – «За отличие в охране государственной границы» – Благородов был отмечен за задержание нарушителя еще в звании старшего лейтенанта.

Во время службы в Афганистане он участвовал в более чем двадцати боевых операциях «на броне» и несколько раз, командуя десантно-штурмовой группой. В 1986 году ему вручили орден «За службу Родине в ВС Советского Союза» 3 степени. В 1987 году Тимофей Иванович был награжден орденом Красного Знамени. Вручал орден кумир пограничников Герой Советского Союза генерал армии Вадим Матросов – это было в Москве, в главном управлении пограничных войск.

 Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также