УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ…

УЧИТЕЛЬНИЦА  ПЕРВАЯ МОЯ…
544
УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ…

Именно так могут сказать многие выпускники Черкасовской школы  о своей первой учительнице – Ольге Николаевне  Фадеевой (Кокаревой),  которая в первые послевоенные десятилетия помогала налаживать работу школы. 

Недавно беседовали мы с сотрудником библиотеки Алвара Аалто Еленой ТЮРМИ и выяснили, что моя мама Вера Андреевна Алексеева и бабушка Елены Ольга Николаевна Фадеева  много  лет работали вместе в Черкасовской школе.

Елена  делится воспоминаниями:

 - Бабушка родилась в мае 1917 года в деревне Быково Вологодской области в крестьянской семье. Семья большая: шестеро детей, Ольга была старшей.  Труд у  родителей  тяжелый, поэтому, на ее детские плечи рано  легла забота о братьях и сестрах. Любовь к детям и привела ее в Череповецкое педагогическое училище,  окончив которое, она начала работать учителем начальных классов. В своей деревне  нашла и свою половинку – Ивана Кокарева. Молодые недолго были вместе: Ивана призвали в армию. Служил на флоте, а после демобилизации завербовался в Кандалакшу на военный завод, где строили подводные лодки, работал там  инженером-электриком. Ольга переехала к мужу. Здесь их и застала война…

Воспитай хорошо сына…

У Ивана была язва желудка, поэтому на фронт его  не взяли -  выдали «белый билет». Он упорно обивал порог военкомата и добился, что его направили  в морскую пехоту. А Ольга вернулась в родную деревню, вскоре у нее родился сын Сергей. Ждала писем, переживала за мужа. Последнее письмо было коротким: «Нас направляют на юг. Переодели в обычные солдатские гимнастерки, но бескозырки и тельняшки мы себе оставили. Если от меня писем не будет, то знай, что я погиб: немцы наших в плен не берут. Воспитай хорошо сына…» Вскоре пришло извещение, что Иван пропал без вести…

Есть  пословица: пришла беда – отворяй ворота. Весной 1944 года  был сильный паводок,  дома в деревне оказались в ледяной воде, а  летом случился пожар,  все сгорело…  Долго  мучились без своего  жилья.

После освобождения Карельского перешейка стали вербовать целыми семьями на переезд. Семье Князевых терять было нечего… Так они оказались в Сяйние, здесь им дали дом.

В этой школе работала до пенсии

С 15 марта 1945 года Ольга Николаевна связала свою жизнь с Сяйненской, впоследствии Черкасовской, школой. 

Елена  продолжает свой рассказ:

 - Бабушка тянула всю семью. Выучила и дала образование всем своим сестрам.

В послевоенное время проблем было с лихвой. Транспорт в Выборг  тогда  не ходил,  возили всех  на подводах, у школьников  не было элементарных письменных принадлежностей, учебников. Бабушка вела все предметы, кроме музыки (не умела играть на музыкальном инструменте), даже физкультуру.  Хорошо ездила на велосипеде, это было кстати: дома учеников были разбросаны по округе (финны, бывшие хозяева домов,  жили ведь  на хуторах).

Ольга Николаевна работала творчески,  всегда была в поиске. Ее фамилия неоднократно упоминается на страницах нашей газеты. В 1951 году  на зимних каникулах она выступала на методическом объединении учителей начальной школы Черкасовского куста; в газете от 12 января читаем: «Учительница Черкасовской школы О. Н. Кокарева сделала содержательный доклад на тему «Почему язык не является надстройкой над базисом».

Щедро делилась с коллегами опытом. Про один из ее открытых уроков пишет инспектор районного отдела народного образования Э. Жолнерович в статье «Повышать методическое мастерство учителей»: «Учащиеся 4 класса шили головные уборы для маскарадного вечера. К этому времени были изучены все виды швов, и ученики обладали необходимыми навыками шитья. Учительнице достаточно было назвать вид шва, как учащиеся дружно принимались за работу».

Переживала за успехи каждого ученика. Не боялась критики, и сама критиковала по делу. Так, когда в 1954 году районо стал проводить укрупнение младших классов, Ольга Николаевна в числе первых выступила с критикой; читаем об этом в статье «На январских совещаниях учителей»: «В Черкасовской  школе,  как заявила учительница т. Кокарева, после укрупнения в одном классе занимается 49 ребят, что является совершенно недопустимым».

Не одно поколение жителей поселков Черкасово и Лебедевка научила читать и писать Ольга Николаевна. Все ее увлечения были связаны со школой, с обучением  детей. Сама много читала и ученикам старалась привить любовь к книге. Ходила с детьми в походы, вывозила на экскурсии в Выборг, Ленинград, Петродворец…

За многолетний плодотворный труд ее имя было вписано в Книгу Славы управления  образования  администрации  Выборгского района и  Выборгского горкома профсоюза работников образования.

Искала его всю жизнь…

 - Баба Оля искала мужа всю жизнь,  - продолжает Елена Тюрми. -  Делала запросы, писала в разные инстанции. Если кто–то ей говорил, что слышал по радио или телевидению фамилию Кокарев, она сразу писала туда письма. В семье хранятся ответы из Выборгского военкомата, из Комитета  по телевидению и  радиовещанию, из  справочного адресного бюро из Красно-дара. Известно теперь, что красноармеец Иван Дмитриевич Кокарев, 1915–го года рождения, пропал без вести в августе 1942 года.  А по телевизору, действительно,  показывали Кокарева, но только Леонида Михайловича, жителя города Кашин…

В 1967 году бабушка вышла замуж за фронтовика,  вдовца (после долгих уговоров с его стороны), стала носить фамилию Фадеева…

А наказ  мужа она выполнила: своего сына, моего отца, воспитала хорошим человеком.

«Для меня она бабушка–праздник»

 - Бабушка была боевой, веселой, себе  и другим не позволяла раскисать. Занималась общественной деятельностью, холила свой огородик, ухаживала за кроликами и курами. Вечерами внимательно читала газету «Выборгский коммунист», всегда ждала свежий номер с кроссвордами, разгаданные кроссворды даже собирала. А в годы перестройки стала… писать стихи! Перечитываем часто ее строки и словно видим и разговариваем с ней!

Бабушка родилась в мае, но день рождения обычно отмечала 24 июля – в Ольгин день.  Издалека приезжали  родственники с семьями: брат  -  из Киева, сестра – из Москвы. Обязательно пробовали первую картошку, к ней  - малосольный огурчик…  Кстати, картошку весной сажали опять же  всем миром! Шутки, смех, обязательно банька после всех трудов! А стержнем была бабушка!

Считается, что первая учительница по своему влиянию на детей почти равна родителям. Вот почему мы помним их всю свою жизнь.

Сердце Ольги Николаевны перестало биться 5 августа 1998 года…

Лидия ВОРОНИНА

Читайте также