СЫН СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ

СЫН СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ
1529
СЫН СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ

(Начало № 107, 112, 113, 116)

Встреча с краеведом из Орла Владимиром АЛЕХИНЫМ, земляком писателя Леонида Андреева, который приезжал в наш город нынешней осенью, привела меня в Российскую национальную библиотеку, расположенную на площади Островского Санкт-Петербурга. Здесь трудится бывший сотрудник Выборгского краеведческого музея Лариса НЕДВИГА, которая приложила немало усилий для того, чтобы в фондах музея появились документы, фотографии и другие находки, касающиеся писателя. 

Когда Лариса Недвига еще училась на филологическом факультете большого университета в Ленинграде, Леонид Андреев был в нашей стране фактически под запретом, но к столетию со дня его рождения в вуз приехал сын писателя – Вадим Андреев. В своей книге «Вадим Андреев. Детство» он рассказал о жизни отца на Карельском перешейке. Стоит привести небольшой отрывок из его воспоминаний: «…Летом 1907 года отец купил небольшой участок земли около финской деревушки Ваммельсуу, по-русски Черной речки. Впоследствии прикупил у соседних крестьян маленькие куски необработанных полей, получилось именье десятин в семь-восемь. Заложили большой каменный фундамент. После того как мы переехали в дом, пахнувший краской и смолою, еще несколько недель продолжалась разгрузка двора. Спешно заканчивались постройки дворницкой и бесчисленных сараев – дровяных, каретных, конюшен, сеновалов, ледников и погребов. Внизу, под семисаженным обрывом, на берегу реки строили купальни, здание для водокачки и две пристани: одну – поставленную на бревнах, вбитых в дно (ее снесло первым же ледоходом), и другую – плавучую, на громадных просмоленных бочках, с высокой белой решеткой. 

Дом, построенный по рисункам отца, был великолепен и красив. Большая четырехугольная башня возвышалась на семь саженей над землею. Огромные, многоскатные черепичные крыши, гигантские белые четырехугольные трубы – каждая труба величиной с небольшой домик, – геометрический узор бревен и толстой дранки – все в целом было действительно величественным. Года через два дом перекрасили прозрачной краской, сквозь которую проступал рисунок дерева, – из рыжего он стал сине-черным, сделавшись еще красивее, но вместе с тем мрачней и тяжелее.

На пятнадцать комнат было двадцать печей. В детских – белые глянцевитые кафели с вытравленными по краям черными рисунками – схематические вороны, деревья, человечки. Зимою все эти печи съедали больше сажени дров ежедневно, но в мороз в комнатах было холодно, по утрам в умывальниках замерзала вода и лопались трубы водопровода…».

Лариса Недвига: "андреевцы" всего мира считают себя одной большой семьей

– Вадим Леонидович не просто рассказал нам, студентам, об отце, он даже отвез нас на Карельский перешеек. К сожалению, семейный дом Андреевых не сохранился, но побывать в этих местах для меня значило многое. После встречи с ним я поняла, что Леонида Андреева читать нужно обязательно, – говорит Лариса Григорьевна. – После вуза я устроилась на работу в Публичную библиотеку (сегодня – Российская национальная библиотека), а когда мужа направили на работу в Выборг, мы переехали. В библиотеке имени Крупской (так раньше называлась библиотека Алвара Аалто) вакансий не было, поэтому я устроилась в Выборгский краеведческий музей. И когда появилась возможность заниматься наукой, выбрала тему «Литературные места Карельского перешейка». 

Это было так интересно! Мне довелось познакомиться с внучатым племянником Леонида Андреева – журналистом Александром Вагиным и его женой Людмилой КЕН. Кстати, Людмила Николаевна в свое время написала книгу о своем знаменитом родственнике по материалам, которые хранились в семье. С Людмилой Кен мы встречались на различных конференциях и выставках, посвященных Леониду Андрееву, и подружились. Вагин и Кен познакомили меня с краеведами из Орла, где тоже велась в этом направлении большая работа. Александр сообщил, что в орловском музее есть макет писательского дома, сооруженный его отцом – Серафимом Петровичем. По просьбе сына отец смастерил похожий макет и для Выборгского музея. Любопытная деталь: для того, чтобы принять макет в музейные фонды, необходимо было заручиться официальным подтверждением того, что он соответствует подлиннику! Макет дома стал первым значимым экспонатом Выборгского музея по теме Андреева. Вторым можно назвать письмо сына Андреева – Валентина Леонидовича с благодарностью за то, что жизнь и творчество его отца заинтересовали жителей Выборга. Письмо, кстати, и сегодня хранится в фондах музея. 

Работая по Андреевской теме, я бывала в фондах различных музеев, где могла бы быть информация о писателе, познакомилась с коллегами из разных городов. В орловском музее меня поразил уголок под названием «Кабинет Леонида Андреева в Финляндии». Так захотелось организовать такой же у нас в Выборге!  

Вместе с научным сотрудником Выборгского краеведческого музея  Ангелиной ПРОКОПЕНКО мы провели огромную работу по поиску различной информации по Андрееву в архивах. Кстати, в выборгском архиве я наткнулась на журнал «Содружество» (издание Общества бывших учеников Выборгского русского реального лицея), где к 15-летию со дня смерти писателя был брошен клич о сборе средств на восстановление могилы Андреева на русском православном кладбище Евгения Картавцева в Метсякюля (ныне п. Молодежное). Тогда могила была приведена в порядок, но во время войны рядом с ней разорвалась мина, и надгробие было разрушено. (Напомним читателям, что позднее прах писателя был перенесен на Волковское кладбище Петербурга – ред.) Один из коллекционеров позже предоставил на выставку в Выборг осколок этой мины.   

В процессе исследований мне посчастливилось также познакомиться с вдовой Даниила, младшего сына Леонида Андреева, – Аллой Андреевой. Я была у нее в гостях в Москве, она передала некоторые документы и фотографии. 

Кто-то из андрееведов спросил меня однажды: Леонид Андреев часто вспоминал о шхерах, а можно ли их увидеть в окрестностях Выборга, благодаря друзьям музея – подводникам удалось организовать поездку в шхеры. 

Лариса Недвига с особой гордостью вспоминает первую большую встречу в замке, посвященную памяти старшего сына Андреева – Вадима. Это было в 1991 году, тогда его родственники, живущие в Париже, даже прислали в Выборг открытку с благодарностью. А в 1994 году была организована выставка к 75-летию со дня смерти писателя, на которую приезжали учителя с учениками из школ Выборгского района – благодаря этой выставке Андреев стал более открытым для изучения школьниками. Съезжались андрееведы из разных городов и даже стран. 

– Ценным экспонатом нашей выставки стал подлинник портрета Андреева кисти Валентина Серова. Музейщики делились экспонатами под мое честное слово, к примеру, Московский литературный музей предоставил подлинные фотоработы Леонида Андреева (известно, что писатель увлекался фотографией). Привозили эти уникальные вещи прямо на поезде (иногда муж, иногда просто знакомые). Несколько подлинных фотоснимков передала племянница Леонида Андреева – Галина Оль. А из орловского музея в Выборг доставили копию хроники «Леонид Андреев с семьей на даче» кинооператора Александра Дранкова.  

Большой раздел выставки посвящался театру (как известно, пьесы Андреева инсценировались еще при его жизни). Театральный музей передал в Выборг подлинные эскизы костюмов и декораций, изготовленных для этих спектаклей. 

Впоследствии к нам присоединилась библиотека Алвара Аалто, где открылся краеведческий отдел, в котором хранятся произведения писателя и другие документы. Кстати, немало специалистов по его творчеству и в Финляндии, многие из них приезжали в Выборг на выставки и конференции. 

Примечательно, что материалы, собранные научными сотрудниками Выборгского краеведческого музея, позже демонстрировалась в Музее Достоевского в Ленинграде. 

– Мы не просто этим занимались, мы этим жили. Хочется надеяться, что нынешние сотрудники Выборгского замка сохранят и приумножат фонды музея исследованиями по жизни и творчеству писателя Леонида Андреева, в судьбе которого Карельский перешеек и Выборгский район сыграли немалую роль, – прощаясь, сказала Лариса Недвига. – Мне тема Андреева близка, и я рада, что этим писателем интересуются и нынешние выборжцы. 

К сожалению, с Людмилой Кен ввиду состояния ее здоровья встретиться нам не удалось, но она подсказала, с кем еще можно побеседовать о Леониде Андрееве. К примеру, познакомила с краеведом из Зеленогорска, который выразил готовность сопроводить вашего корреспондента к памятному знаку писателя, установленному в прошлом году в поселке Серово. Так что, история продолжается… Следующий пункт – Серово. 

Маргарита ЗАХАРОВА 

Знаете ли вы?

* В 17 лет будущий писатель решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом. Остался невредим.

* В 1894 году Андреев пытался покончить жизнь самоубийством из-за несчастной любви. Последствиями неудачного выстрела были церковное покаяние и порок сердца, вызвавший впоследствии смерть писателя.

* Первой женой Андреева стала Александра Велигорская – внучатая племянница Тараса Шевченко. 

* Леонид Андреев близко дружил с Максимом Горьким, часто бывал в снятом Горьким доме в местечке Мустамяки (сегодня – Горьковское).

* Андреев приветствовал Первую русскую революцию. В 1905 году в его квартире прошло тайное собрание членов РСДРП, за что он был посажен в Таганскую тюрьму. Правда, спустя несколько лет писателя выпустили под залог, внесённый Саввой Морозовым.

* Леонид Андреев увлекался фотографией, делал редчайшие для своего времени цветные снимки.

* А еще Андреев любил море. Летом выходил в Финский залив на моторной лодке, а затем обзавелся и яхтой.  

* В двух браках у Леонида Андреева родилось пятеро детей: Вадим (1902-1976) – поэт, общественный деятель, Даниил (1906-1959) – поэт, прозаик, философ-мистик, Савва (1909-1970) – художник, артист балета, Вера (1910-1986) – прозаик, мемуарист и Валентин (1912-1988) – художник, хореограф, литератор, переводчик. 

* Одна из улиц Орла – города, где родился писатель, носит его имя. В 1991 году в день 120-летнего юбилея писателя, в доме № 41 по 2-й Пушкарной улице открылся музей писателя.

* Современники писателя утверждали, что Андреев любил все огромное. Корней Чуковский писал, что письменный стол у Андреева в кабинете походил на грандиозное здание, кресла напоминали готический собор, а на одной стене кабинета красовались огромные копии с картины Гойи, сделанные самим хозяином. 

Читайте также