СТРУННЫЙ КАМЕРНЫЙ ДЕБЮТИРОВАЛ
В культурной жизни Выборга и района произошло значимое событие: в библиотеке Алвара Аалто состоялся дебютный концерт камерного струнного оркестра. Напомним, что коллектив был создан минувшей осенью на базе Выборгской школы искусств.
В этот день прозвучали концерт для клавира с оркестром Ре-минор Баха и Дивертисмент Ре-Мажор Моцарта.
Концертмейстер, педагог Выборгской школы искусств Марина КЛИМОВА закончила Петрозаводское музыкальное училище, а затем факультет искусств ЛГУ им. Пушкина. Она преподаёт игру на скрипке уже 35 лет:
– Мечта любого выпускника оркестрового отделения – играть самому и иметь учеников. Моя мечта исполнилась. Очень хочется, чтобы камерный оркестр рос и количественно и качественно. Будем надеяться, что выпускники нашей школы будут со временем возвращаться в Выборг и на всю жизнь сохранят интерес к музыке.
Выпускник Школы искусств Дмитрий ЛОДИС (скрипка) получил аттестат о музыкальном образовании в прошлом году (он учится в средней школе № 37). Скрипку он выбрал сам, еще во втором классе.
– Сначала я играл в детском оркестре, а после окончания музыкальной школы перевёлся во взрослый. Дома стараюсь заниматься всякий раз, когда выдаётся свободное время. В оркестре интересные, творческие люди, наш дирижёр – позитивный, с чувством юмора… Для себя я выбрал другую профессию, но музыка будет будет со мной всегда.
Иерей Максим ПАВЛОВ (Ильинский храм) учился игре на скрипке сначала в ДМШ-1, а заканчивал уже ДМШ-2. Затем поступил в Петрозаводское музыкальное училище, но, к сожалению, диплома не получил.
– Я пришёл в оркестр примерно через месяц после того, как образовался коллектив. После перерыва в двадцать с лишним лет играть сложно. Но моя скрипка терпеливо ждала, и дождалась!
Я приложу все силы, чтобы этот оркестр жил и развивался, вне зависимости от того, буду ли в нём играть. Очень хочется, чтобы в нашем городе был свой симфонический оркестр.
Лауреат международных конкурсов, пианистка Полина АЛЕКСАНДРОВА (Санкт-Петербург) закончила консерваторию им. Римского-Корсакова год назад. Сейчас она много играет, работает концертмейстером в петербургских музыкальных школах. Есть у Полины и свои ученики.
– Ре-минорный концерт Баха – одно из моих любимых произведений, и я сразу согласилась сыграть его вместе с выборгскими музыкантами. У нас было всего три репетиции, но прогресс есть. Все чутко реагируют на замечания дирижёра, радует общее желание играть и получать от этого удовольствие. В дни репетиций мне удалось немного погулять по старому Выборгу – очень уютный европейский городок. И, конечно же, впечатлил зал библиотеки Алвара Аалто, в котором мы сыграли.
Дирижёр оркестра Виктор ИГНАТЬЕВ (Санкт-Петербург):
– Чтобы добиться результатов, нужно изначально ставить соответствующую планку. Выборгские музыканты были к этому готовы – это я увидел уже на первых репетициях. Они очень выросли всего за несколько месяцев. Кстати, программу я брал с расчётом именно на этот прогресс.
– А дальше?
– Мы планируем сделать запись, если удастся получить этот зал, и выпустить CD-диск. Собираемся расширять программу.
– Будут ли в ней юбиляры нынешнего года Прокофьев, Шостакович?
– К сожалению, пока нет, потому что коллектив не является полноценным симфоническим оркестром. Сегодня мы можем взять в актив музыку Возрождения, ранний классицизм, например, Вивальди. Можно подумать и о финской музыке, но для этого опять-таки нужен полновесный состав. Чтобы оркестр вырос до симфонического, требуется хотя бы один контрабас, медно-духовая группа (валторна, тромбон, труба, туба) и деревянные инструменты (флейта, гобой, кларнет фагот). Увы, ближайший контрабасист, к примеру, живет в Петербурге. Нужно приглашать музыкантов и оплачивать их работу, а финансирования у нас пока нет…
И это действительно так, проект изначально держится на чистом энтузиазме его участников.
Начальник отдела культуры районного комитета спорта, культуры, молодёжной политики и туризма Галина ЦВЕТКОВА:
– Сегодня у нас действительно праздник. Ученикам музыкальной школы повезло: они учатся не просто у профессионалов, а у играющих музыкантов. Сегодня блестяще звучали Бах, Моцарт. Правда, я слышала, как кто-то сказал: «Техники многовато, а души маловато!..» Но давайте честно – это же вот только родилось! Проделана колоссальная работа, и то, что есть техника – прекрасно! Душа, эмоции обязательно придут, это лишь вопрос времени. Выражаю большую признательность всему оркестру и, безусловно, директору Выборгской школы искусств Инне САПОГОВОЙ, которая сумела реализовать эту замечательную идею.
– Сегодня в лице дирижёра и пианиста объединились Выборг и Петербург.
– Такое сотрудничество не может не радовать. Вместе с тем хочется видеть за роялем и наших пианистов – ведь выборгская земля богата талантами. В Выборгской школе искусств учится много одарённых ребят, и нужно давать им возможность играть со взрослыми уже сейчас.
Остается добавить, что на базе нашей школы искусств существуют три инструментальных коллектива: это духовой оркестр (руководитель Николай ОСТРИЖНИЙ), камерный оркестр (Любовь МОВСЕСОВА) и оркестр народных инструментов (Зоя НАУГОЛЬНОВА). Поздравляем с успешным дебютом музыкантов возрождённого Выборгского струнного камерного оркестра: Марину Климову, Людмилу Андрееву, Максима Павлова, Лиану Григорян (первые скрипки), Татьяну Гусеву, Светлану Куклину, Дмитрия Лодиса, Веру Вередюк (вторые скрипки), Любовь Мовсесову, Татьяну Потапову (альты), Инну Сапогову, Елену Блохину и Марию Афоничеву (виолончели), а также дирижёра Виктора Игнатьева и пианистку Полину Александрову.
Наталья КОРТЕЛЕВА