СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ В ПИСЬМАХ ЧИТАТЕЛЕЙ

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ  В ПИСЬМАХ ЧИТАТЕЛЕЙ
873
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ В ПИСЬМАХ ЧИТАТЕЛЕЙ

К нам в редакцию обратился житель Всеволожского района Геннадий ДАВЫДОВ, читающий нашу газету на портале, а военно-исторические материалы – с особым интересом. Он рассказал, что уже несколько лет хлопочет об увековечении имён умерших от ран в 1941 году красноармейцев 123 стрелковой дивизии, защищавшей с первых дней войны и по 20 августа Выборг с юго-запада.

168-й медсанбат этой дивизии располагался близ местечка Карппила (современное Подборовье). «К сожалению, – пишет Геннадий Кириллович, – не всех раненных удалось медперсоналу этого батальона спасти от смерти, и умерших воинов хоронили на местном кладбище. Об этом есть запись в книге умерших 168 медсанбата». Помимо этих архивов Геннадий Кириллович отыскал воспоминания военного хирурга Льва Журавского, прошедшего всю войну с медсанбатом, описавшего подробно начало войны и другие важные детали того периода. 

Пока кто-то помнит

Судя по воспоминаниям Журавского, сам медсанбат располагался у залива. По прямой от кладбища  это меньше километра. В госпитальных ведомостях значится до сих пор единственное «кладбище у деревни Карппила». Чтобы собрать максимум воспоминаний местных старожилов, Давыдов в прошлом году приехал на кладбище в Подборовье на Троицу, когда здесь собирается практически всё пожилое население.

Ему удалось побеседовать с несколькими местными жителями, кое-что ещё помнящими о конце 40-х годов, когда они были первыми советскими переселенцами на этих землях. По их словам, вокруг огромного валуна, находящегося в ста метрах от современной братской могилы на окраине кладбища, как раз и были медсанбатовские холмики. Со временем они сравнялись с ландшафтом.

Работая со списками умерших от ран, Геннадий Давыдов ещё и проанализировал информацию о здешней братской могиле. На мемориале № 26 увековечены фамилии 41 воина, а в паспорте захоронения числятся всего 32. По электронным архивам ОБД «Мемориал» и другим источникам значится, что 7 из них погибли в советско-финляндскую войну, четыре – с датами гибели в 1941-м, остальные в 1944-м году. По найденным электронным документам был составлен список из военнослужащих РККА, захороненных и не увековеченных в Подборовье, их 71.

– Но самое главное: обнаружилось, что в новом паспорте от 2014 года, составленном администрацией Селезнёвского поселения, есть фамилия солдата Молнягина Василия Степановича. И когда я пробил его по базе данных «Мемориал», выяснилось, что он встречается в книге умерших 168 медсанбата, в донесении командира дивизии о потерях, и в Книге Памяти Ленинградской области (том 5) он тоже упоминается. Фамилия его выбита на захоронении № 26. Из всех воинов, которые были похоронены на кладбище в Подборовье в 1941 году, только фамилию Молнягина и увековечили! Стало быть, в дальнейшем надо увековечивать не 71 фамилию, а 70. 

Эти документы листал военврач

Геннадий Кириллович по роду своего увлечения стал часто бывать в различных архивах Петербурга и Москвы. 

– В Центральном архиве Министерства обороны в Подольске такая система: когда ты берёшь дело, к нему есть специальная карточка (как формуляр в библиотеке), в которую вписываются фамилии всех, кто это дело когда-либо запрашивал и пользовался, – рассказывает Геннадий Давыдов. – И Журавский в 1969 году пользовался архивным делом 168 МСБ. В 1973 году он написал свою книгу «Воспоминания хирурга медсанбата о Великой Отечественной войне 1944-45 гг.» и положил её в стол, а в       1978-м он умер. В 2000-м сын исполнил волю отца и издал её в Твери.

Впереди большая работа

Побывали мы с Геннадием Кирилловичем в Подборовье и в преддверии нынешнего Дня Победы. Надо отметить, что за несколько дней до праздника здесь традиционно проводили субботник военнослужащие из посёлка Новинки, шефствующие над воинским захоронением.

Чтобы установить истину и восстановить справедливость, надо многое сделать. В первую очередь, место, указанное Геннадием Давыдовым, должны обследовать поисковики. Затем по совокупности информации из электронного архива ОБД «Мемориал», книги Журавского, результатов поисково-разведывательных работ будет принято решение об увековечении имён воинов, спасти которых медики 168 МСБ оказались не в силах.

Екатерина ВОРОБЬЁВА

Читайте также