Степан Модестов: «Я простой рабочий, но сердцем был артист»

Степан Модестов: «Я простой рабочий, но сердцем был артист»
1077
Степан Модестов: «Я простой рабочий, но сердцем был артист»

Пройдя определенный отрезок жизненного пути и осмыслив пережитое, начинаешь понимать, что каждый человек – уникальный мир, каждому Всевышний дает свой дар и предназначение, но некоторые люди остаются в нашей памяти на долгие годы.

Один из таких людей – наш земляк Степан Модестов. Степан Сергеевич занимает свое место в театральной жизни нашего города. Он относился к тому поколению, чьи родители прошли через лишения и трудности Великой Отечественной войны. Они на себе испытали, что такое блокада Ленинграда, и поэтому хорошо знали цену Победы. Сергея Константиновича Модестова и Ирину Севериновну Григорьеву многие горожане знали в лицо, так как оба были страстными любителями театрального искусства и активно участвовали в самодеятельных театральных представлениях.

После войны и демобилизации супруги приехали в Выборг и, как их единомышленники, среди которых Василий Васильевич Кляузов, Иван Никифорович Устинов, стояли у истоков художественной самодеятельности, а позднее и театров нашего города.  Про их детей говорили, что те выросли за кулисами…

Биография Степана Модестова самым тесным образом связана с историей развития городских театров и их ролью в культурной жизни Выборга и района. Свои первые шаги мальчик сделал в библиотеке Дома Красной Армии (Дом офицеров), где работала его мама.

Как и все мальчишки тех лет, бегал по городским улицам и «воевал» на развалинах. На его глазах восстанавливался город, любовь к которому Степан пронес через всю жизнь. Позднее он писал: «Мы вживались в город всей кожей, потихоньку забывая, что он был финским, и влюблялись в эти стены. Здесь были наши первые свидания, первые поцелуи, такие романтические, сказочные на фоне средневековых стен... В полупустом городе, когда пешком можно было добраться до любого места довольно быстро, ощутить природу и красоту зданий и местности было несложно».

А вечерами он становился свидетелем многочисленных бесед и споров родителей и их гостей из Ленинграда – артистов и режиссеров – об искусстве, о путях дальнейшего развития театра в Выборге, о репертуаре. А после каждой премьеры начинался разбор спектакля...

К 1960 году в городе было четыре театральных коллектива: Народный театр Советской Армии при Доме офицеров, труппы при Доме культуры, при Клубе железнодорожников, при клубе Морского торгового порта, действовали и два юношеских театральных коллектива – «Искра» и «Спутник», а также и более 20 драматических кружков. Заметим, что в 1948 – 1950 годах в городе существовал и профессиональный театральный коллектив при Доме культуры, где главным режиссером был лауреат всевозможных премий, выдающийся артист Василий Меркурьев.

Как и многие другие дети с творческими наклонностями, Степан Модестов занимался в студии рисования и живописи, которая располагалась на Красной площади (позднее там была аптека, а теперь один из сетевых магазинов). Уроки в изостудии вел замечательный педагог Николай Семенович Соколов. Многие воспитанники этой школы стали профессиональными художниками и успешно продолжают традиции своего учителя. Другие посвятили свою жизнь другим профессиям, но навсегда сохранили художественный вкус и понимание прекрасного.

В 1959 году Степа Модестов пошел в первый класс школы №14, носившей тогда имя финского коммуниста Отто Куусинена и располагавшейся на Московском проспекте. Его учителями, в основном, были бывшие фронтовики, и он всегда вспоминал свою первую учительницу – Александру Михайловну Петрову. После школы мальчик бежал в Дом офицеров, где шли репетиции, там же и домашние задания выполнял. Во многих спектаклях были заняты его родители, поэтому неудивительно, что он пошел по их стопам, стал посещать юношескую театральную группу «Спутник» при Доме культуры.

Степана Модестова вводили в репертуар постепенно. Вначале играл эпизодические роли, чтобы смог более уверенно чувствовать себя на сцене, привыкнуть к вниманию зрительного зала. А вечером обязательно был тщательный разбор мимики и жестов, движения, того, как произносил свой текст юный актер. Экзаменаторы и критики – родители. Одна из первых главных ролей – в спектакле «Сказка за сказкой».

Кубинская революция положила начало увлечению – коллекционирование марок, вышедших в Кубе. Свою коллекцию он неоднократно выставлял на различных выставках. Последний раз её увидели жители города в библиотеке имени Алвара Аалто в 2020 году, а портрет легендарного команданте, который Степан Сергеевич сам вырезал на дереве, постоянно находился перед глазами.

После школы учеба в Выборгском медицинском училище, затем работа в больнице поселка Рощино, служба в армии. Вернувшись в Выборг, Модестов поступает работать на Выборгский судостроительный завод маляром-чистильщиком. В 1976 году в семье рождается дочь Оксана.

По приглашению Бориса Фурнэ молодой человек вечерами ходит на репетиции в Народный театр при Доме культуры. И вот первая большая роль – в спектакле «Большевики» по пьесе Михаила Шатрова (премьера состоялась в июне 1977 г.), где он играет профессора Покровского, умудренного жизнью «ученого мужа». А этому «профессору» всего-то 25 лет…

Театр получает приглашение показать «Большевиков» на Калининградском фестивале самодеятельных театров, становится лауреатом, получив золотую медаль фестиваля и титул самого интеллектуального творческого коллектива.

В декабре 1977 г. участвует в декаде народных театров Российской Федерации – лауреатов Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся. «Большевики» идут на сцене прославленного театра имени Евгения Вахтангова, в присутствии автора пьесы, перед московской театральной публикой. Спектакль «Большевики» вновь получает самые теплые отзывы, на этот раз уже от столичных театральных деятелей, в том числе и от самого Михаила Шатрова.

За всю свою театральную карьеру Степан Модестов сыграл роли в спектаклях: «Утиная охота» (1979 г., Кузаков), «Левша» (1981 г., скоморох), «Ричард III» (1983 г., архиепископ), «Пролетарская мельница счастья» (1983 г., отец Никодим), «Джельсомино в стране лжецов» (1983 г., Бонатино), «Деньги для Марии (1984 г., механик), «13-й председатель» (1986 г., Улин).

В составе труппы с гастролями выезжал в Финляндию, Чехословакию, где однажды засомневались в том, что он «любитель» а не профессиональный актер, поэтому пришлось Степану Сергеевичу рассказывать о своей основной профессии.

В середине 2015 года он стал приходить на встречи в Выборгский клуб краеведов (председатель Ирина Степановна Кудышкина), где его попросили как старого театрала написать ряд статей о творчестве самодеятельных артистов, режиссеров, а также разобраться в истоках образования и развития театров в Выборге. Этой работе он посвятил все свое время – начался кропотливый исследовательский труд, но Сovid-19 нанес свой смертельный удар и Степан Сергеевич безвременно ушел из жизни. А нам он оставил кроме своих сыгранных ролей, ряд статей в «Выборге» на театральную тему и это стихотворение:

Не рвите страницы былого

И память не сильтесь заткнуть.

Ведь в прошлом не капли чужого,

А прошлому трудно уснуть.

Случайно капризною ночью,

За сутолкой ясного дня,

Увидите будто воочью

Вы прошлого – каплю себя.

А память то режет, то ноет,

Но, лучше всегда вспоминать.

Мгновения прошлого стоят,

Чтоб их по добру вспоминать!

Мирхат МУСИН

Читайте также