«Виноваты оба, но Макс – больше»

952
Макс Ферстаппен после аварии

Блог Виталия Петрова

Первый российский пилот Формулы 1 подводит итоги захватывающей гонки в Азербайджане, разбирая спорные эпизоды, которых по ее ходу было более чем достаточно.

Второй год подряд в Баку проходит захватывающая гонка с огромным количеством инцидентов, споры вокруг которых не улягутся еще долго. Конечно, в первую очередь это касается столкновения гонщиков Red Bull Racing, Даниэля Риккардо и Макса Ферстаппена, между собой.
Они боролись на протяжении почти всей дистанции и в итоге не смогли избежать аварии. Я бы не стал рассуждать о том, виновата ли команда в том, что не вмешалась раньше. Мне кажется, здорово, что им было позволено бороться, но в данном случае на них обоих лежит ответственность за то, что они в итоге не смогли довести машины до финиша.
Оценивать эпизод сложно, и именно поэтому мы слышали такие разные мнения по поводу того, кто же из гонщиков виноват в столкновении больше. На мой взгляд, ответственность лежит на каждом из них. Риккардо атаковал, он находился сзади и именно он въехал в машину Ферстаппена. В принципе, это уже достаточно весомый аргумент, чтобы говорить о том, что не прав именно он – в конце концов, он находился сзади.
В то же время, на повторах отчетливо видно, как Макс дважды меняет траекторию, сначала смещаясь вправо, а затем блокируя Даниэля поворотом руля налево. При этом сам Риккардо уже был настроен оттянуть торможение до предела, и просто не успел среагировать на ответный маневр Макса. На мой взгляд, большая часть ответственности лежит все-таки на Ферстаппене, потому что он сместился дважды.
Посмотрим, какие выводы из этого сделают в команде. Но очень бы хотелось, чтобы им обоим дали возможность продолжать бороться на трассе, потому что до столкновения за этой дуэлью было наблюдать очень интересно.

Штраф Сироткина


Насыщенным получился уже стартовый круг гонки. Если первый поворот пилоты преодолели без проблем, то во втором и третьем, а также на прямой между ними, столкновений избежать не удалось. Что касается контакта между Сергеем Сироткиным и Серхио Пересом, то тут я должен, наверное, согласиться с судьями. Да, столкновение было совсем небольшим, но в то же время очевидно, что оно случилось по вине Сергея, который врезался в соперника сзади на торможении.
Если бы ни один из них в итоге не потерял позиций, или их машины не получили бы повреждений, то я уверен, что почти наверняка никакой речи о штрафе и не шло бы. Но в итоге получилось так, что Серхио сломал переднее антикрыло о машину Райкконена как раз вследствие контакта с Сироткиным – и это уже достаточный повод для наказания.
Пересу пришлось менять переднее крыло. Насколько серьезными были эти повреждения – другой вопрос, но формально к судьям не может быть претензий. Потеря трех позиций на стартовой решетке следующей гонки – вполне адекватное наказание.
Да, в итоге Серхио приехал на подиум, но это не имеет большого значения в данном случае. Со штрафом просто надо смириться, и все. К слову, было очень приятно видеть в трансляции Чави Мартоса, тренера Чеко, с которым мы тоже раньше работали в Формуле 1. Очень рад за них обоих…

Другие столкновения на первом круге


Если продолжать разбирать события первого круга, то можно вспомнить и столкновение между Сироткиным, Фернандо Алонсо и Нико Хюлькенбергом. Здесь у меня есть претензии к судьям, потому что, по моим ощущениям, первые двое вообще не делали ничего противозаконного, но при этом Нико очень резко принял влево, фактически выдавив Сироткина в Алонсо.
Тут даже не имеет значения, видел Хюлькенберг McLaren или нет. Он в данном случае спровоцировал столкновение. При этом сам повреждений не получил, а Сироткину пришлось закончить гонку, да и Фернандо добрался до пит-лейна каким-то чудом. Так что в данном случае логику судей я не понимаю. Нико точно знал, что слева от него находится машина, потому что он только что с ней поравнялся. Но он сразу сместился в сторону, в чем не было необходимости.
Еще через несколько секунд случилась авария Эстебана Окона и Кими Райкконена. Судьи не стали никого наказывать, и в данном случае я скорее соглашусь, что это гоночный инцидент. Да, Эстебан слишком резко повернул в сторону, не оставив Кими места.
Райкконен не мог просто исчезнуть, да и с его стороны было бы глупо отступать в данном случае. Но мне кажется, что его машина находилась как раз в слепой зоне, и Эстебан действительно не видел, где находится соперник. Обвинять его здесь сложно. Я думаю, судьи руководствовались тем же самым, вынося решение по поводу этого эпизода.

Ошибки Грожана и Феттеля


Были в Баку и нелепые аварии. То, что случилось с Роменом Грожаном, вполне можно объяснить – температура шин во время движения за машиной безопасности упала, что сказалось на уровне сцепления с трассой, и Ромен потерял контроль над своей Haas. С одной стороны, это может служить ему оправданием, но в то же время он просто переусердствовал.
Мы часто видим, как пилоты виляют из стороны в сторону, когда следуют за машиной безопасности. Да, это помогает чуть прогреть шины, но на самом деле эффект от этого минимальный. Лучше всего температура передается на шины через тормоза. Поэтому более эффективная тактика – это разгоны и торможения. Безусловно, пытаться прогреть шины за счет движений рулем тоже нужно, но слишком сильно кидать машину из стороны в сторону просто рискованно. Так что здесь ошибку можно назвать не только глупой, но и ненужной.
Еще один интересный эпизод – это атака Себастьяна Феттеля на рестарте, когда он пытался пройти Валттери Боттаса. Мне кажется, что Себ просто ошибся с выбором точки торможения.
Я слышал его комментарии после гонки и вполне понимаю, о чем он говорит: в такой ситуации было легко потерять ориентиры и выбрать правильный момент для начала торможения. Мы намечаем себе ориентиры по табличкам, рекламным плакатам, поребрикам и так далее. Себ оказался на внутренней траектории и просто ошибся.
За него обидно, потому что он сильно проводил свою гонку, но еще сильнее мне жаль Валттери Боттаса, который заслуживал победить в прошедший уикэнд…
Напоследок хотелось бы пригласить всех болельщиков и любителей гонок к экранам в предстоящие выходные, когда пройдет первый этап чемпионата мира по гонкам на выносливость. Стартует Суперсезон WEC, в котором мы будем выступать на российском прототипе BR1. Я поеду в одном экипаже с Михаилом Алешиным в предстоящие выходные, ну а в Ле-Мане к нам присоединится – как многие, наверное, уже знают – Дженсон Баттон. Мы все воодушевлены тем, что он согласился принять предложение команды. Думаю, мы вместе сможем побороться за что-то действительно серьезное.

Читайте также